Архив статей журнала
Численность населения российской Арктики сокращается, одной из причин этого является миграционный отток, который, в свою очередь, связан с существованием больших различий в уровне жизни в разных регионах страны. Этим определяется актуальность и цель данной статьи — оценить уровень и качество жизни населения стратегически важных для страны регионов и предложить комплекс мер по их повышению. Научная новизна исследования заключается в том, что авторами предложена и апробирована методика для оценки уровня и качества жизни, отличная от официального подхода. Для достижения цели исследования был использован более широкий круг показателей, отражающих материальные условия жизнедеятельности, занятость населения, жилищные условия, развитие инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры, спорта. Установлено, что большая часть населения в арктических регионах живет хуже, чем жители других российских субъектов. Выявлено значительное отставание от среднероссийского уровня соотношения с величиной прожиточного минимума среднедушевых денежных доходов и их основных слагаемых, высокий уровень бедности, высокий уровень безработицы, большое число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, низкая доступность высшего образования, услуг в сфере культуры. Наиболее благополучная ситуация в Чукотском, Ямало-Ненецком автономных округах и Мурманской области, наиболее сложная — в Республике Саха (Якутия), Ненецком АО и Красноярском крае (оценка проводилась по данным Росстата за 2021 г.). Обоснована необходимость исключения из числа целевых показателей реализации Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года показателя «Среднемесячная начисленная заработная плата» и включения в этот перечень трех показателей: «Соотношение среднедушевых денежных доходов с величиной прожиточного минимума», «Удельный вес населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума», «Удельный вес семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий». Представлены целевые уровни по данным показателям. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности применения разработанного подхода для оценки уровня и качества жизни в других субъектах РФ, а предлагаемые меры, направленные на повышение уровня и качества жизни населения российской Арктики, — в практике управления.
Развитие арктических территорий Российской Федерации является особенно актуальным в условиях нестабильной геополитической ситуации в связи со значимостью региона для национальной безопасности. Одним из перспективных направлений освоения Арктики является развитие научно-популярного туризма. Цель работы — определение вектора развития научно-популярного туризма в субъектах Арктической зоны РФ для увеличения научно-технологического потенциала России, усиления присутствия Российской Федерациив Арктике, привлечения молодежи в научно-исследовательские проекты, связанные с устойчивым развитием российской Арктики. В результате анализа теоретических аспектов научно-популярного туризма были уточнены его сущность и принципы, на основании популярности запросов в сети Интернет выявлена актуальность исследования. С помощью «воронки продаж» построена модель вовлечения в науку потенциальных интересантов. Исследование текущей ситуации в сфере научно-популярного туризма выявило его недостаточное распространение в Арктической зоне РФ. Для определения наиболее привлекательных арктических регионов с целью развития научно-популярного туризма проведен анализ динамики и структуры показателей, характеризующих туристский потенциал территории, которые легли в основу балльно-рейтинговой оценки регионов, входящих в Арктическую зону РФ. По результатам проведенного исследования было выявлено, что наибольшим потенциалом для продвижения научно-популярного туризма в Арктике обладают Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Республика Карелия и Мурманская область. Использованный подход может быть применен для оценки потенциала развития научно-популярного туризма в других регионах России.
Целью данной статьи является попытка создания оптимальной модели системы обеспечения безопасности человека в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ). Эта тема приобрела особую актуальность в связи тем, что на нынешнем этапе освоения Арктики фигура человека с его интересами, потребностями, озабоченностями, а также угрозами его безопасности оказалась в центре внимания общества и государства. Вместе с тем само понятие «безопасность человека» пока не укоренилось ни в концептуальных документах РФ, определяющих стратегические приоритеты развития АЗРФ, ни в практической политике в отношении российской Арктики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В работе используются качественные методы системного моделирования, а также элементы количественного анализа для создания индекса безопасности человека в АЗРФ. Научную новизну исследования составляет анализ состояния существующей системы обеспечения безопасности человека в АЗРФ, подразумевающий определение основных элементов управленческого механизма в данной области, взаимосвязей между ними и проблем при его функционировании. На основании представленного анализа предлагается конкретный вариант оптимизации структуры государственного управления в данной сфере, а также повышения эффективности взаимоотношений властных структур с бизнесом и институтами гражданского общества (включая организации коренных народов), действующими в АЗРФ. К числу инновационных элементов исследования также относится разработка системы конкретных показателей (индикаторов), описывающих различные аспекты состояния системы обеспечения безопасности человека в регионе. В соответствии с рекомендациями ООН, выделяются семь групп индикаторов безопасности человека в АЗРФ, отражающих экономическую, продовольственную, медицинскую, экологическую, личную, групповую культурно-языковую и политическую разновидности безопасности. На основе этих показателей предлагается составить индекс безопасности человека в АЗРФ, который в перспективе позволит отслеживать динамику (проведение мониторинга) состояния безопасности человека в российской Арктике и корректировать государственную политику в данной сфере.
Исследуется эколого-экономическая устойчивость регионов Арктической зоны Российской Федерации (далее — АЗРФ) как способность региона противостоять негативному влиянию внешних шоков, самостоятельно восстанавливать равновесное, сбалансированное состояние экономической и экологической сфер, а также трансформироваться, сохраняя и даже улучшая баланс и структуру региональных эколого-экономических систем. Актуальность исследования обусловлена интенсификацией промышленного развития АЗРФ в последние годы и наличием финансово-технологических ограничений инвестирования в природоохранные технологии, экологизацию производства и управления. Выполнен анализ динамики макроэкономических и эколого-экономических показателей регионов АЗРФ в их взаимосвязи в период пандемийного кризиса и в условиях давления санкций западных стран. Антропогенное воздействие на окружающую среду в 2018–2022 гг. в АЗРФ постепенно сокращается, однако ситуация по отдельным показателям определяется динамикой отраслевой структуры региональной экономики. Выделены регионы, лидирующие по показателям эколого-экономической устойчивости, и регионы, демонстрирующие рост антропогенного воздействия на фоне спада промышленного производства. Выполнена многомерная классификация регионов АЗРФ по показателям, характеризующим состояние эколого-экономической сферы, выделены кластеры регионов с высоким, низким и ограниченным уровнями эколого-экономической устойчивости. Показано, что макроэкономическая ситуация в регионах более динамична, чем эколого-экономическая. Арктические регионы демонстрируют разнонаправленную динамику макроэкономических показателей в периоды внешних шоков, однако в целом экономика АЗРФ оказалась чувствительной к кризису 2020 г., санкционный шок в 2022 г. негативно сказался на экономиках, ориентированных на западные рынки сбыта, а в 2023 г. макроэкономическая динамика замедлилась во всех регионах АЗРФ. Необходимо дальнейшее изучение факторов эколого-экономической устойчивости регионов АЗРФ в современных условиях.
Образование является базисом общественного развития, лежит в основе улучшения качества жизни людей, призвано помочь построить устойчивое сообщество, предоставляя необходимые услуги, улучшая территориальную сплочённость и социальную интеграцию, обеспечивая формирование и эффективное использование человеческого и социального капитала, стимулируя экономическое развитие, закладывая основу для увеличения доходов и возможностей трудоустройства, повышая конкурентоспособность и производительность. Доступ к качественному начальному образованию в месте непосредственного проживания, справедливые возможности в профессиональном обучении и получении высшего образования являются основой для устойчивого развития арктических территорий. Данное исследование вносит вклад в научный дискурс по проблеме развития кадрово-инфраструктурных ресурсов образования в АЗРФ и является продолжением цикла публикаций автора, посвящённого социальной инфраструктуре Арктики. Цель статьи заключается в исследовании изменения кадрово-инфраструктурной обеспеченности системы образования АЗРФ за два последних десятилетия и в определении направлений дальнейшего развития этой сферы. Были использованы методы контент-, логического и сравнительного анализа. Исследование показало, что в последние годы в сфере образования АЗРФ проходила оптимизация за счёт объединения и закрытия организаций, сокращения численности работников, в результате образовательное пространство стало ещё более поляризованным. Для решения существующих проблем необходимо совершенствование политики в этой сфере, обеспечение доступа к качественному базовому образованию не только в городах, но и в малонаселённых районах Арктики, значительное расширение возможностей профессионального обучения непосредственно в арктических регионах, систематизация уже реализуемых инициатив и их взаимоувязка с новыми проектами и программами в образовании. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в практике государственного управления развитием системы образования АЗРФ. Дальнейшее изучение данного направления видится в углублённом изучении зарубежной практики развития образования, исследованиях оплаты труда, платного сектора, качественного наполнения образовательных программ.
На основе методологии стратегирования академика В. Л. Квинта обоснована необходимость формирования ресурсного обеспечения стратегических приоритетов развития Арктической зоны России. Цель работы — на основе предложенного методологического подхода определить потенциальную ресурсную обеспеченность реализации стратегических приоритетов развития Арктической зоны РФ. Источники ресурсов следует формировать с учётом их мобильности и доступности на всех этапах реализации соответствующих стратегических приоритетов. Процесс перераспределения ограниченных ресурсов для использования имеющихся и формируемых стратегических конкурентных преимуществ будет эффективным только при условии формирования действенной системы мониторинга и контроля реализации стратегических приоритетов развития Арктической зоны РФ. В результате проведённого анализа официальных статистических данных за 2018–2023 гг. определён потенциал трудовых, материальных и финансовых ресурсов для реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года. Проанализированы региональные данные динамики оценочной численности постоянного населения, естественный и миграционный приросты, среднесписочная численность работников в организациях (без субъектов малого предпринимательства), среднемесячная заработная плата работников организаций, уровень безработицы и уровень занятости в неформальном секторе, инвестиции в основной капитал, финансовые вложения и доля убыточных предприятий. Предложены инструменты по усилению ресурсной обеспеченности за счёт модернизации механизма применения государственных северных гарантий для работающего населения и финансовых инструментов. Частичной альтернативой привлечения дорогостоящих и дефицитных трудовых ресурсов может стать распространение цифровых технологий и искусственного интеллекта, а также применение дистанционной занятости. Основой обеспечения реализации стратегических приоритетов развития Арктической зоны России финансовыми ресурсами могут стать привлечение диверсифицированных источников финансирования на всех этапах реализации стратегии, в том числе в цифровом формате.