Архив статей журнала
Реализация задач государственной политики по формированию единой национальной опорной транспортной сети определяет актуальность исследования пространственной организации транспортной инфраструктуры, включающего оценку транспортной освоенности (обеспеченности) отдельных регионов страны. Одним из них является уникальный по своим характеристикам макрорегион — Арктическая зона Российской Федерации. Цель данного исследования заключалась в определении межрегиональных различий в развитии инфраструктуры наземного транспорта арктических регионов страны и уровне транспортной обеспеченности текущего и потенциального спроса на перевозку грузов в Арктике в допандемийный период. Проведен ретроспективный анализ динамики изменения протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием и эксплуатационной длины железнодорожной сети арктических регионов и уровня их транспортной обеспеченности. Временной диапазон исследования составил 2000–2020 гг. В качестве ключевых индикаторов транспортной обеспеченности использовались нелинейные параметры оценки: коэффициенты Энгеля, Успенского и Василевского. Научная новизна работы заключается в выявлении основных тенденций и закономерностей развития наземной транспортной инфраструктуры в регионах российской Арктики, а также уровня их транспортной обеспеченности в допандемийный период. Результаты исследования подтвердили сохраняющиеся территориальные диспропорции в развитии наземной транспортной инфраструктуры и межрегиональную дифференциацию в темпах и масштабах строительства новых автомобильных и железных дорог в Арктике. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы органами государственной власти при подготовке территориальных стратегий и программ арктических регионов по развитию транспортной инфраструктуры, а также в качестве учебных материалов при обучении государственных и муниципальных служащих. Дальнейшие исследования авторов будут сосредоточены на изучении тенденций и особенностей развития наземного транспорта в современных геополитических условиях с целью оценки эффективности реализации задач государственной политики по формированию опорной транспортной сети в Арктике в кризисный период.
К числу значимых проблем устойчивого развития регионов относят вопрос эффективного использования трудового потенциала территории. Прослеживается дифференциация по уровню показателя. Это объясняется природно-климатическими условиями, демографическими процессами, разным уровнем развития промышленной, транспортной инфраструктуры, преференциями, предоставляемыми государством регионам. Проблема проявляется в Арктической зоне РФ, представляющей стратегический интерес для России. В условиях цифровой трансформации, обеспечения технологического суверенитета, депопуляции, миграционного оттока населения наблюдается корреляция между уровнем трудового потенциала и кадровым обеспечением территории. Развитие макрорегиона невозможно без продуманной кадровой политики. Цель исследования — разработка методики прогнозной оценки уровня трудового потенциала в контексте цифровизации и технологического суверенитета, её апробация на данных регионов Арктической зоны РФ. Методика включает три этапа. В рамках подготовительного этапа определяется перечень детерминант, осуществляется сбор статистической информации. В ходе расчётно-аналитического этапа формируется массив прогнозируемых данных с использованием методов на основе рядов динамики, осуществляется расчёт индексов. На заключительном этапе применяется матричный инструментарий, позволяющий определить позиции территорий по критериям. В связи с логикой исследования использованы методы: сравнения, группировки, прогнозирования, графический, матричный, корреляционного и кластерного анализа. Научная новизна исследования заключается в уточнении термина «трудовой потенциал» с позиции цифровизации и технологического суверенитета, в разработке типологии регионов по уровню трудового потенциала. Результаты: проведена кластеризация субъектов, дана их характеристика. Арктические территории имеют высокий и средний уровень изучаемого показателя с ориентацией на инновационное и цифровое развитие. Результаты исследования могут быть использованы при принятии управленческих решений в вопросах развития региональной экономики в области анализа, прогнозирования кадрового обеспечения территорий. Перспективным направлением работы является расширение перечня факторов, апробирование методики на статистических данных федеральных округов РФ с целью сопоставления результатов, выявления территориальной специфики.