Архив статей журнала
Статья посвящена анализу креативных практик для развития предприятий машиностроительной отрасли, расположенных на территории регионов Европейского Севера, в условиях санкционного давления. Ее актуальность обуславливается негативным воздействием экономических санкций на машиностроительные предприятия и необходимостью поиска путей преодоления его последствий. Гипотеза исследования — в сложившихся экономических условиях креативные практики могут играть важную роль в наращивании деловой активности предприятий отрасли, повышении их потенциала в области импортозамещения. Был предложен методический подход, предполагающий совмещение «количественной» и «качественной» оценок в отношении как выявления проблем, так и определения перспектив развития машиностроительной отрасли с использованием официальных статистических данных и данных, полученных в ходе проведения case-study. Реализация такого подхода позволила разработать перечень приоритетных направлений развития машиностроительных предприятий с учетом основных положений концепции импортозамещения в условиях внешнеэкономических санкций, региональной специфики машиностроительной отрасли, возможности внедрения и распространения в ней креативных практик. Проанализированы основные показатели, позволяющие охарактеризовать современное состояние машиностроения в российских регионах и оценить «склонность» предприятий машиностроения к «креативному» развитию. Более того, представлены результаты case-study предприятий, которые, за счет внедрения креативных практик, смогли повысить свою деловую активность в условиях внешнеэкономических санкций. Научная новизна исследования заключается в разработке соответствующего методического подхода. Более того, она дополняется уточнением сущности понятий, связанных с темой исследования (креативная экономика, креативные индустрии и креативные практики), что позволило их детерминировать и разграничить между собой. Практическая значимость состоит в использовании результатов исследования руководителями машиностроительных предприятий, особенно тех, которые попали под влияние международных экономических санкций, а также представителями органов региональной власти, в ведении которых находятся вопросы промышленного развития региона.
Работа посвящена вопросам освоения угольных месторождений в западной части Арктики России. Традиционно арктическая экономика строилась на минерально-сырьевой базе. Научно-технические достижения в области освоения арктических ресурсов позволили организовать добычу на более труднодоступных и отдаленных от центра территориях Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), а также на арктическом шельфе. Во многом это стало возможно благодаря проактивной стратегической политике государства и сотрудничеству с западными партнерами. Однако современная геополитическая ситуация оказывает влияние на возможности реализации многих арктических проектов. Возникают новые экономические вызовы, связанные как с переориентацией на новые рынки сбыта, так и с техническими и технологическими проблемами, что требует адаптации арктических ресурсных проектов к сложившейся ситуации. Наиболее уязвимы, как показывает анализ, угольные проекты, особенно ориентированные на экспорт. Поэтому целью исследования стало выявление основных процессов, связанных с реализацией новых угольных проектов на современном этапе. Исследование территориально охватывает западную часть российской Арктики, в качестве объекта выступают угольные проекты, потенциально взаимосвязанные с развитием Северного морского пути (СМП) и его инфраструктурой. Сделан обзор состояния угольных месторождений анализируемой части арктического региона. Рассмотрены взаимосвязи между нормативными документами в части реализации арктических угольных проектов, а также последствия и риски освоения нового Сырадасайского месторождения, расположенного в арктической части Красноярского края, в новых условиях.
В настоящее время сбалансированное освоение углеводородного потенциала Арктической зоны является одним из стратегически значимых приоритетов России. Современные условия функционирования глобального энергетического сектора и новые вызовы на уровне геополитики и трендов низкоуглеродного и эколого-сбалансированного развития создают необходимость формирования системы скоординированных стратегий на уровне отрасли, региона и корпорации. В рамках освоения арктических нефтегазовых ресурсов необходимо обеспечивать технологический суверенитет, что подразумевает использование нефтегазовыми компаниями оборудования и программных комплексов отечественного производства. Важно формировать стратегии, направленные на развитие производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью и, в частности, продукты нефте- и газохимии. Государственные управленцы и менеджеры компаний, принимающие ключевые решения, должны иметь четкое долгосрочное видение развития нефтегазового комплекса в Арктике и использовать устоявшиеся методические подходы к формированию стратегий. Цель исследования связана с обоснованием специфических характеристик разноуровневых стратегий и с оценкой возможностей использования матричного подхода для формирования актуальных в современных экономических условиях стратегических альтернатив. Методология базируется на подходах, методах и инструментах стратегического управления и планирования, а также на конкретном использовании методов формирования стратегических альтернатив. В качестве новизны исследования можно обозначить разработанную систему критериев для сопоставления стратегий и их целевых приоритетов на уровне отрасли, региона, компании. Выявлены текущие тенденции и вызовы, возникающие в условиях энергетического перехода, жесткой санкционной политики и роста технологических возможностей. Предложен подход к формированию альтернативных стратегий связанной и несвязанной диверсификации для развития компаний нефтегазового комплекса. В части перспективных направлений исследования видится развитие целостной концепции скоординированных отраслевых и корпоративных стратегий.
Настоящая работа посвящена изучению региональных инфляционных процессов на примере Мурманской области, как региона, не один раз выделявшегося в исследованиях о неоднородности инфляции в России. Отличительная особенность Мурманской области заключается в меньшем отклике на шоки денежно-кредитной политики в сравнении с другими регионами, а также в большей роли специфических факторов в объяснении дисперсии инфляции. С этой точки зрения регион вызывает интерес для анализа инфляционных процессов и выявления факторов, которые выступают не просто источниками инфляции, но и определяют её отличия от общероссийских тенденций. Это представляется важным, так как положительные эффекты принимаемых решений в рамках единой денежно-кредитной политики должны быть ощутимы во всех регионах страны. При этом не все инфляционные факторы находятся в зоне влияния монетарных властей, зачастую в эту категорию попадают региональные факторы инфляции.
Были выделены региональные факторы инфляции в Мурманской области, находящиеся вне зоны влияния денежно-кредитной политики, анализ и контроль которых важен для выработки и применения соответствующих мер на региональном уровне. Основными среди них являются инфраструктурные факторы, влияющие на издержки и предложение на отдельных рынках услуг, северное удорожание, а также низкая самообеспеченность региона. Информация о подобных устойчивых специфических факторах необходима для проведения эффективной политики на региональном уровне, с учётом того, что успех денежно-кредитной политики требует взаимодействия между монетарными властями и правительством. Таким образом, исследование имеет практическое применение в системе принятия решений в области контроля региональной инфляции.