Архив статей журнала
В статье рассматривается движение за гомруль в трех регионах британской периферии рубежа XIX-XX вв. Внимание также уделяется зарождению политического национализма в условиях движения за возрождение кельтской культуры. Авторы приходят к выводу, что рассматриваемый период был ознаменован всплеском активности ирландских, валлийских и шотландских политиков в парламенте, которые пытались легитимным путем решить следующие назревшие проблемы: земельный вопрос, упразднение Англиканской церкви как государственной, получение автономии (гомруль). В результате им удалось достигнуть значительных уступок со стороны правительства, однако последнее требование так и не было реализовано. В дальнейшем пути кельтских народов пошли по индивидуальной траектории: Уэльс и Шотландия с середины века выступили за деволюцию, Ирландия за исключением Ольстера стала республикой.
Автор статьи показывает, как в свете смены ценностных ориентиров в современной Италии изменяются методология и практики исследования истории народных движений в период французской экспансии и наполеоновского правления (1792-1815 гг.). Своеобразный «канон», созданный еще учеными и литераторами в период Рисорджименто, уступил место новым подходам. Однозначно негативная трактовка народных движений 1796-1799 гг., противостоявших республиканскому режиму и французскому господству окончательно ушла в прошлое. Интерес к итальянскому «якобинизму» сменился интересом к изучению общественных институтов, культурных практик, религии. В новациях, принесенных на итальянскую землю французами на рубеже веков, теперь усматривают не только залог трансформаций Рисорджименто, но и фактор формирования протонационального и национального самосознания итальянцев. Методологические повороты в науке конца XX в. при этом не в полной мере отразились в исследовании народных движений. Этому препятствуют как традиционная специфика итальянских исторических исследований (научный партикуляризм), так и медленное внедрение информационных и цифровых технологий. Самым важным шагом, по мнению автора статьи, стало более глубокое внимание к феномену «контрреволюции» в его итальянском варианте.
Статья посвящена деятельности Федерации русских канадцев (ФРК) - наиболее крупной организации, объединявшей представителей славянских трудовых иммигрантов в данной стране Северной Америки. В центре внимания автора - феномен русских школ, существовавших в Канаде в эпоху холодной войны. Источниковой базой данной статьи послужили материалы газеты «Вестник», которая выпускалась в Торонто. Показано, что ФРК являлась ключевой структурой, которая использовалась дипломатическими структурами СССР в Канаде в условиях холодной войны. Основу данной организации составляли представители трудовой эмиграции из Российской империи, а также Польши 1920-х - 1930-х гг. Большинство из них были белорусами и украинцами, которые не имели отчетливо выраженного этнического самосознания и идентифицировали себя с русской эмиграцией. Руководство ФРК стремилось бороться с растворением молодежи в канадском обществе, надеясь, что подрастающее поколение будет владеть русским языком и знать основы культуры родины предков. Однако исторические источники свидетельствуют о том, что процессы ассимиляции в полиэтничной среде Канады развивались достаточно быстро, чему способствовала, в том числе, недостаточная заинтересованность многих русских канадцев в функционировании русских школ.
СССР играл большую роль в попытках мирного политического урегулирования конфликта на Ближнем Востоке на протяжении 1969 г., действия как через встречи и переговоры с Египтом, так и через консультации с великими державами и представителями администрации США. Когда Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 242 по урегулированию арабо-израильского конфликта и началась миссия Гуннара Ярринга, посланника ООН по решению проблем на Ближнем Востоке, разногласия между сторонами стали очевидными. Израиль требовал начала переговоров с арабскими странами до вывода войск с захваченных им территорий во время Шестидневной войны 5 июня 1967 г. Египет же настаивал на выводе израильских войск со всех оккупированных территорий до начала переговоров. В этой ситуации, опасаясь эскалации военных действий на Ближнем Востоке, СССР и США начали новый этап переговоров. Статья призвана осветить роль СССР в урегулировании арабо-израильского конфликта, когда он, начиная с декабря 1968 г., предложил план по реализации резолюции № 242, и до конца 1969 г., когда США представили план, известный как «план Роджерса». Новизна статьи заключается в анализе арабских, английских и советских документов, содержащих уникальные сведения об усилиях СССР по поддержке борьбы Египта и других арабских стран за ликвидацию последствий израильской агрессии и установление справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке.
Вышедшая сразу после разгрома Франции, в июле 1940 г., книга трех британских журналистов, выступивших под псевдонимом «Катон», представила крайне негативный образ премьер-министра Великобритании Н. Чемберлена. После 1948 г. этот образ закрепил своим знаменитым 6-томным трудом У. Черчилль. В итоге резко негативные оценки Невилла-политика можно встретить в работах не только английских «ортодоксов», но и «ревизионистов» и «постреви-зионистов» - с той лишь, пожалуй, разницей, что образ «слабого и невежественного» Чемберлена со временем стал уступать в литературе место образу всё такого же невежественного, но теперь уже «сильного» политика. Нам хочется показать, что данные образы мало соответствуют действительности.
В статье автор оценивает влияние литературы и кино на формирование социальной памяти о Русском экспедиционном корпусе во Франции. Последовательно анализируются произведения С. Цвейга, А. Н. Толстого, а также кинофильмы, создающие образ русского солдата на Западном фронте, выделяются общие и уникальные особенности. На основании сравнения художественной репрезентации событий с данными исторической науки делаются выводы о сформированных общественных представлениях, а также намечаются возможные направления дальнейшей работы.
В статье рассматриваются особенности взаимодействия сотрудников государственных архивов и средств массовой информации Свердловской области. Проведенное автором онлайн-анкетирование позволяет проанализировать на каком уровне находятся данные коммуникативные процессы, мотивы для их возникновения и причины, мешающие повышению эффективности коммуникации.
Отражение событий прошлого и настоящего, их противоречивые оценки в работах историков должны стать содержательной основой для развития у школьников оценочной деятельности. Такая задача ставится в концепции преподавания учебного курса «История России». Применение учителем историо-графического подхода в обучении требует серьезного осмысления им проблемы интерпретации различных исторических феноменов для помощи ученикам в анализе их трактовок. В статье с опорой на требования нормативной базы среднего общего образования анализируются содержание учебников для средней школы, методические аспекты изучения и интерпретации феномена разрядки международной напряжённости, ведется поиск путей более эффективного применения историографического подхода в обучении. Работа направлена на повышение методической компетентности учителей истории.
В статье рассматриваются важные аспекты, связанные с проблемой субкультурной памяти летчиков-истребителей Второй мировой войны, советских и немецких, в ее взаимодействии с другими видами памяти - культурной памятью, контрпамятью. На материале эго-документов 1940-2000-х гг. исследуются основные моменты, характеризующие поведение «рыцарей неба», объясняется, почему некоторые темы, актуальные для субкультурного самосознания летчиков-истребителей (отношение к пленным летчикам, воздушные поединки, проблема партийности/беспартийности), не могли найти полного отражения в источниках личного происхождения или же, наоборот, настойчиво выдвигались в них на первый план. Анализируется, каким образом одна из самых знаменитых субкультур Второй мировой войны смогла противостоять инерции противоборства «войн памяти», попытавшись найти разумный компромисс.
В данной статье автор на основе методов исторической антропологии проанализировала процесс трансформации представлений солдат Великой армии о войне и противнике во время отступления из России. Автор пришла к выводу, что именно этот период оказался самым важным в формировании европейской героической версии события. Чем в более худших условиях оказывались солдаты, тем агрессивнее становился образ врага. Негативный образ русских стал повсеместно появляться в дневниках и письмах солдат в период пребывания в Москве. В условиях отступления из России солдаты с разными ценностями, социальными статусами, национальной принадлежностью объединились в единственном желании - жить и вернутся домой, что способствовало укреплению «коллективного воображаемого» о событиях войны. После возвращения из России основная часть солдат, стремясь вытеснить травматические воспоминания, заполнила пространство своей памяти той информацией, которую предлагала официальная пропаганда: суровый русский климат, нападение казаков и победа во всех сражениях кампании. В дальнейшем солдаты продолжали верить в это удобное «коллективное воображаемое», оправдывающее трагедию, о которой уже не хотелось помнить. Тем самым, участники и современники тех событий оказались едины в своем желании оставить в истории героический образ Великой армии в период отступления из России.
«Записки сестры милосердия Анны Ждановой» - уникальный эго-документ, отражающий процесс формирования в начале XX в. в России новой модели гендерной идентичности, основанной на представлениях о гендерном равенстве, возможности женской независимости и самореализации за пределами семьи. Дневник, созданный в условиях Первой мировой войны, характеризуется глубоко эмоциональными переживаниями и их разнообразной репрезентацией, в том числе стихотворной и изобразительной. В статье на основе интерпретации основных тем дневникового дискурса раскрываются особенности индивидуального восприятия событий и самовыражения Анны Ждановой, ее поведенческой стратегии в условиях войны. Определены характерные черты личностной идентичности автора: отвержение гендерных барьеров и стереотипов, стремление к свободной самореализации в общественной сфере, деятельному служению Родине, вера в простой народ, сочувствие солдату, протест против социальной несправедливости и гендерных предрассудков. Показано, что, вопреки некоторым историографическим и мемуарным стереотипам, уже в период Первой мировой войны появился особый тип сестры милосердия, представленный женщиной левых, социалистических убеждений, близкий к типу красной сестры эпохи Гражданской войны, что подтверждает и траектория судьбы самой Анны Ждановой.
Статья посвящена выявлению основных этапов и причин, по которым выходцы из зарубежных стран в период Великой российской революции и Гражданской войны 1917-1922 гг. принимали решение остаться в Советской России. В основе исследования лежат материалы из архивно-следственных дел 1919-1947 гг. лиц, осужденных по политическим мотивам. Означенные дела находящихся на хранении в ГКУСО «Государственный архив административных органов Свердловской области».
- 1
- 2