Архив статей журнала
Одним из важнейших инструментов ландшафтных исследований является ландшафтная карта. В работе представлена разработанная для г. Хабаровск карта (масштаб 1 : 10 000), основной территориальной единицей которой являются городские ландшафтные комплексы (14 видов). Их классификация соотносится с иерархией природных геосистем локального уровня (типы местности). Они характеризуются набором природных функций, оказывающих влияние на экологическое состояние разных районов города и его зеленого пояса. Проведен анализ ландшафтов с точки зрения их местоположения в структуре типов местности и городских районов. Установлен ряд особенностей пространственной структуры (прежде всего в пределах правобережной части): техногенные и антропогенно-техногенные геосистемы занимают 59.5 % городской территории (22.7 и 36.8 % соответственно), антропогенные – 24.1 %, природно-антропогенные – 16.4 %. Выявлено, что в центральных районах города (прежде всего в Центральном и Кировском), где нет свободных пространств, происходит уплотнение застройки. При этом возможности для расширения зеленой зоны практически отсутствуют, т.к. свободные пространства этих районов использованы на 86.8 и 74.2 % соответственно. Поэтому в таких частях города необходимо использовать резервы плотной внутриквартальной застройки, максимально сохраняя при этом все оставшиеся элементы зеленой инфраструктуры. Основные тенденции развития промышленной и социальной инфраструктуры связаны с освоением восточной и южной частей города, пока обладающих ресурсами свободных открытых территорий. Необходимо разработать пространственную стратегию города, учитывающую современную экологическую ситуацию для улучшения состояния сохранившихся природных комплексов.
Рассматривается региональная структура грузовых железнодорожных перевозок в России в 2006 – 2022 гг. Для этого используется разработанная авторами методика расчета коэффициента железнодорожного транспортного взаимодействия. В результате установлено, что региональная структура грузовых железнодорожных перевозок на протяжении исследуемого периода претерпела очень существенную трансформацию. Снижается значение Центральной России, включая г. Москва, Поволжье и Урал, растут соответствующие показатели Северо-Запада за счет Ленинградской области, южных регионов за счет Краснодарского края, а также Дальнего Востока за счет Приморского и Хабаровского краев. При этом анализ данных о перевозках показывает, что ряд субъектов Российской Федерации, преимущественно расположенных на Северном Кавказе, в общероссийском территориальном разделении труда участвует крайне слабо. Показано, что снижение значения регионов России в грузовых железнодорожных перевозках определяется сокращением их участия в системе территориального разделения труда, а увеличение – за счет роста. Сокращение участия в системе общероссийского разделения труда объясняется снижением производства продукции промышленности и сельского хозяйства, рост определяется главным образом увеличением вывоза грузов через морские порты Балтийского, Черного, Японского морей. Основными районами отправления грузов по железным дорогам являются и на перспективу останутся субъекты Федерации, расположенные в Сибири. Но для регионов прибытия прогноз на основании существующих тенденций затруднен в связи с резким изменением политической и экономической ситуации, настоятельно требующим восстановления обрабатывающей промышленности, сконцентрированной главным образом в староосвоенных регионах страны, имеющих благоприятное транспортно-географическое положение.
На территории Евразии сформировались многочисленные пространственные структуры. Представлен поиск географического подхода к политико-экономической делимитации восточного сегмента континента – обсуждение состава, границ и характеристик. Применен картографический метод и бассейновый подход. Рассмотрены основные геополитические структуры Азии, а также пять подходов к определению границ Сибири, исходя из природных, экономических и политических предпосылок. Исключение из состава Сибирского федерального округа в 2001 г. Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а в 2018 г. Республики Бурятия и Забайкальского края определено как географические ошибки. Доказана необходимость в создании академического атласа Азиатской России, предложены его содержание, этапы создания, методологический подход. Рассмотрены различные варианты внутренней структуры Азиатской России. Предложено на бассейновой основе провести административное переустройство России, выделено 23 субъекта – 21 край и города федерального подчинения Москва и Санкт-Петербург, в том числе 7 субъектов в Азиатской России. Введено понятие «Ангаро-Байкальский регион», включающий три района-бассейна: крупнейшего притока Енисея Ангары, самого крупного притока Байкала Селенги и остальных рек, впадающих в Байкал. В центре региона находится оз. Байкал – феномен мирового значения. Социально-экономическое развитие этого региона специфично в связи с тем, что бассейн оз. Байкал имеет особый режим природопользования. Рассмотрен расширенный вариант Восточной Азии, в который вошли 17 государств. Определены состав и границы Северо-Восточной Азии – геополитической и исследовательской структуры, предложенной Китайской академией наук в 2019 г. На основе бассейновой концепции выполнено природно-ресурсное районирование Северо-Восточной Азии, выделено 7 районов, определены их пространственные характеристики. Геэкономическая и геополитическая делимитация географического пространства Евразии определена как динамический процесс.
Актуальность организации геосистемного мониторинга для заповедника «Бастак», расположенного в пределах Еврейской автономной области, связана с его значительным ландшафтным и биологическим разнообразием. Здесь представлено девять видов ландшафтов из 32 выделенных на территории области, относящихся ко всем трем типам – таежным, подтаежным и широколиственно-лесным. Цель работы: провести анализ ландшафтной структуры государственного природного заповедника «Бастак» (кластер «Центральный») на основе мониторинга ключевых участков, выявить тенденции изменения геосистем, заложить основу дальнейшего развития долговременной системы ландшафтных наблюдений. Для решения этих задач была подготовлена ландшафтная карта кластера «Центральный» заповедника «Бастак» масштаба 1 : 100 000. Ландшафтно-типологическая структура геосистем данного объекта представлена 9 видами, 19 подвидами ландшафтов. На морфоструктурном (локальном) уровне выявлено 73 типа урочищ, являющихся основной единицей картографирования, что дает представление о сложности ландшафтной структуры территории. Выявлена значительная доля вторичных геосистем разной степени нарушенности. Сформированная сеть постоянных пробных площадей лесной растительности заложена в основу долговременного ландшафтного мониторинга. Пространственный анализ показал, что существующие ключевые участки расположены только в ландшафтах широколиственно-лесной зоны равнинной и предгорной частей изучаемого объекта. С точки зрения репрезентативности геосистем они охватывают восемь типов урочищ из представленных 72 и характеризуют лишь 17 % площади кластера «Центральный». Для формирования репрезентативной сети ландшафтного мониторинга, охватывающей всю иерархию геосистем, необходимо ее расширение. Проведение дальнейших ландшафтных исследований будет способствовать изучению тенденций динамики пространственной структуры геосистем и корректировке контуров геосистем и уточнению ландшафтных характеристик.
Работа посвящена изучению пространственных особенностей формирования производственно-технических структур в приморских поселениях Тихоокеанской России. Выделяются приморские регионы, которые имеют непосредственный выход к морям Тихого океана: Приморский, Хабаровский и Камчатский края, Сахалинская и Магаданская области, Чукотский автономный округ. В этих регионах сформировалась сеть поселений, важнейшим факторами развития которых являются пространственные сочетания природных ресурсов суши и приморской акватории, выгодное приморское экономико-географическое положение. На основе этих пространственных сочетаний природных ресурсов в поселениях формируются и развиваются различные элементы производственно-технических структур. При этом выделяются разные типы поселений в соответствии со сложившимся отраслевым составом производственно-технических структур, который в свою очередь зависит от удаленности поселения от береговой черты. По этому критерию выделено 4 типа поселений: 1) расположенные в ее непосредственной близости (0–50 км); 2) расположенные на расстоянии 51–100 км; 3) расположенные на расстоянии 101–300 км и 4) более 300 км. Выявлено, что наибольшее отраслевое разнообразие производственно-технических структур характерно для поселений, расположенных в непосредственной близости от береговой черты. В структуре этих поселений представлены как добывающие виды экономической деятельности, так и обрабатывающие, обслуживающие производства. Помимо традиционных для регионов Тихоокеанской России отраслей – добычи полезных ископаемых, сельского и лесного хозяйства, обрабатывающих производств – в береговой зоне формируются такие «морские» виды деятельности, как рыболовство и рыбоводство, морской транспорт, добыча нефти и природного газа на морском шельфе и др. Таким образом, приморские поселения имеют наиболее благоприятные предпосылки и потенциал долгосрочного устойчивого развития, поскольку у них есть возможность формировать диверсифицированную производственно-техническую структуру, использующую как ресурсы суши, так и моря.