Архив статей журнала
Введение. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти сегодня является стратегическим национальным приоритетом многонациональной и многоконфессиональной России.
Результаты и обсуждение. В 1555 г. была образована Казанская епархия, которая развернула активную работу по христианизации народов Поволжья. В 1672 г. территория Алатырского уезда вошла в состав вновь образовавшейся Нижегородской и Алатырской епархии. Это событие было тесно связано с усилением старообрядчества в Поволжье и задачей крещения нерусского населения региона. Центрами распространения христианства в мордовском крае стали православные монастыри. Наряду с церковно-государственной христианизацией мордовского народа, существовала и ее народно-бытовая форма, которая реализовывалась на почве добровольного хозяйственного и культурного общения с русским населением. Значительную роль в православной жизни края в XVII-XVIII вв. играли Спасо-Преображенская Старцеугловская пустынь и Казанская Ключевская пустынь.
Заключение. В целом крещение мордвы, основание монастырей и пустыней, открытие церквей стали важным шагом в укреплении православия в крае, сыграли положительную роль в духовном и нравственном воспитании народа, оставили заметный след в развитии просвещения и культуры. Произошли изменения в повседневной жизни, традициях и обрядах.
Введение. Статья посвящена анализу территориального распространения антиправительственных изданий партией социалистов-революционеров на территории трех уездов Пензенской губернии в 1900-1904 гг.
Материалы и методы. В исследовании используются материалы центральных и региональных архивов. При проведении исследования использовались проблемно-хронологический метод и микроисторический подход. Результаты исследования. В статье указывается, что первоначально печатные издания эсеров проникали в мордовские уезды из-за пределов Пензенской губернии. Картина менялась с созданием губернской, а затем и местных партийных групп. Распространение нелегальной литературы превращалось в основной вид деятельности местных эсеров. Пик распространения агитационной продукции пришелся на 1903 г., что соотносится с общероссийским революционным подъемом. В рассматриваемый период времени было засвидетельствовано обнаружение более 300 разных наименований партийной литературы, но в пределах небольших расстояний от места их производства. Полиции также не удалось задержать ни одного агитатора, которые так и проходят по отчетам, как неизвестные лица. С разгромом местных партийных организаций число нелегальной литературы начало сокращаться и к 1904 г. стало минимальным. Обсуждение и заключение. Исследование показало, что лидером в плане обнаружения эсеровской литературы являлся Инсарский уезд, на территории которого работала самая активная в пропагандистском плане партийная группа. Однако агитация населения местными эсерами в рассматриваемый период не была прямой, партийные представители занимались лишь безадресным разбрасыванием брошюр и прокламаций.