ISSN 2078-9823 · EISSN 2587-7879
Языки: ru · en

ГУМАНИТАРИЙ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Архив статей журнала

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ (2024)
Выпуск: Том 24 № 1 (65) (2024)
Авторы: Максимкина Ольга Ивановна, Тараскина Ирина Викторовна, Терешкина Ольга Владимировна, Кирдяшова Евгения Васильевна

Введение. Необходимость изучения затруднений учителя начальной школы в процессе формирования у обучающихся функциональной грамотности обусловлена следующими факторами: а) важностью качественной реализации требований нормативных документов, связанных с формированием функциональной грамотности у обучающихся начальной школы; б) характером затруднений, которые испытывают младшие школьники в процессе освоения содержания начального общего образования.

Материалы и методы. Анализ психолого-педагогических исследований и методической литературы; контент-анализ текстов учебных задач для обучающихся начальной школы; синтез, анализ. Для изучения затруднений педагогов начального общего образования в процессе формирования у обучающихся функциональной грамотности проведено эмпирическое исследование, участниками которого стали 73 педагога системы начального общего образования Республики Мордовия. Результаты исследования. Разработана и проведена диагностика затруднений педагогов начального общего образования в процессе формирования функциональной грамотности у обучающихся. Представлены результаты диагностики, которые свидетельствуют о наличии следующих затруднений: определения алгоритма формирования действий обучающегося в процессе развития всех видов функциональной грамотности; идентификации и использования различных типов упражнений/задач по формированию математической грамотности; использования опыта и эксперимента как важнейших методов изучения окружающей природы и формирования естественно-научной грамотности; определения основных учебных затруднений ребенка младшего школьного возраста, указывающих на необходимость целенаправленного формирования функциональной грамотности. Обсуждение и заключение. Полученные результаты диагностики свидетельствуют о необходимости разработки качественного научно-методического сопровождения деятельности педагогов начальной школы по формированию функциональной грамотности у обучающихся 1-4 классов.

Сохранить в закладках