EISSN 2074-1774
Языки: ru · en

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Архив статей журнала

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА (2024)
Выпуск: № 1 (69) (2024)
Авторы: РЕПРИНЦЕВ АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ

Автор статьи анализирует современные проблемы социокультурного развития подростков и юношества, формирования их этнической идентичности в условиях становления «информационного общества», значительно возросшего влияния информационной среды и социальных сетей на освоение входящими в жизнь поколениями детей и молодежи ценностей и нормативов национальной культуры. Автор отмечает целый ряд тревожных тенденций, ведущих к глубинным изменениям в традиционном менталитете, системе жизненных ценностей этноса, нарастание потребительских установок, рост социального эгоизма, разрушение механизмов вертикальной трансмиссии, существенно обедняющих жизненный опыт молодежи, деструкцию традиционной морали. В поле зрения автора оказались система экзистенциальных ценностей подростков и молодежи, влияние информационной среды, процесс формирования традиционных, этнотипичных качеств личности, содержание и характер межпоколенческих связей. В статье содержатся результаты исследований автора, отражающих результаты формирования этнической идентичности юных граждан России в контексте становления информационного общества.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ДРУЖЕСТВЕННЫХ УСТАНОВОК ПОДРОСТКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: БЕЛГОРОДСКИЙ ОПЫТ (2024)
Выпуск: № 3 (71) (2024)

Автор статьи обращается к анализу феномена дружеских отношений подростков, показывает связь позитивных дружеских установок подростков с развитием коллектива, коллективистских качеств личности. Опираясь на работы философов, психологов, педагогов, автор показывает влияние условий, определяющих формирование дружеских взаимоотношений подростков в поликультурной среде учреждения дополнительного образования. Важным фактором установления дружеских отношений подростков является совпадение ценностных ориентаций воспитанников, общность их интересов и увлечений, проявление отношений ответственной зависимости и взаимной ответственности (А.С. Макаренко). В статье автор приводит результаты эмпирического исследования ценностных оснований подростковой дружбы, их интерпретацию воспитанниками учреждения дополнительного образования. Особое внимание автор уделяет роли коллективной творческой деятельности подростков как важнейшей практической основе появления и реализации позитивных дружеских установок воспитанников, гармонизации их межличностных отношений в среде подросткового коллектива.

Сохранить в закладках
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ (2024)
Выпуск: № 3 (71) (2024)

В статье актуализируется проблема формирования безопасного социального поведения старших подростков. Рассматривая социальное поведение личности как проявления ее нравственной культуры, автор размышляет о сущности, основных направлениях и содержании взаимодействия школы и семьи подростка, обеспечении условий для накопления подростком опыта общественно одобряемого поведения и отношений. Консолидация усилий субъектов образовательных отношений позволит достичь положительных результатов в обеспечении устойчивого социально безопасного поведения подростков. В ходе исследования осуществлена диагностика, реализованы условия, формы взаимодействия школы и семьи подростка. Автором зафиксирован устойчивый интерес родителей к проблеме формирования опыта безопасного поведения подростков, расширены представления воспитанников о социально-нормативном поведении, способах формирования опыта такого поведения.

Сохранить в закладках