EISSN 2309-1592
Язык: ru

ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ: НОВЫЙ РАКУРС

Архив статей журнала

ПРИНЦИПЫ ПРАВА В ИНТЕРПРИТАЦИИ М.Н. КАПУСТИНА (2023)
Выпуск: № 2 (2023)
Авторы: Никитчик Алина Александровна

В статье раскрыт подход М.Н. Капустина к пониманию принципов права. Подчеркивается, что дореволюционный правовед - один из первых представителей отечественной либеральной политико-правовой мысли второй половины XIX века, который, актуализируя проблему принципов права, усматривает в ней практический интерес: разработанные теоретической наукой фундаментальные юридические категории М.Н. Капустин позиционирует в качестве ценностно-целевых ориентиров правотворческой и правоприменительной деятельности. Установлено, что учёный разграничивает принципы, отражающие сущность права (справедливость и формальное равенство), и принципы, оптимизирующие правовое регулирование (законность, гуманизм и разумность). Сделан вывод о том, что перечень реализуемых принципов и степень их осмысления М.Н. Капустин связывает с уровнем развития, на котором находится право в устремлении к наилучшему правопорядку - «естественным», «формальным (строгим)» или «справедливости».

Сохранить в закладках
ПРАВИТЕЛЬ СУДЯЩИЙ: ПРАВОСУДИЕ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ ИДЕАЛЬНОГО СИКХСКОГО ГОСУДАРСТВА XVIII ВЕКА (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Демичев Кирилл Андреевич

В статье проводится анализ кодекса поведения сикхов Прем Сумараг относящегося к первой половине XVIII в. Отмечается, что это произведение, написанное в жанре рахит-нама, является единственным сочинением такого рода, где содержится раздел (глава), посвященный идеальному устройству сикхского государства. Устанавливается, что учение о судебных прерогативах сикхского правителя органично вписывается в общую канву концепции идеального государства. Обосновывается, что конечная цель правителя при осуществлении правосудия - справедливость. Находясь выше закона, но вне его действия, правитель не должен отходить от принципа справедливости, поскольку, не неся ответственности перед подданными, он несет ответственность перед Единым Богом. Делается вывод, что правитель лично возглавляет, организует и контролирует всю судебную систему идеального сикхского государства, обеспечивая то, что в современных условиях мы сейчас называем принципом законности. Отмечается, что отдельные элементы учения о прерогативах правителя были реализованы на практике при построении единого сикхского государства махараджей Ранджитом Сингхом в первой половине XIX в.

Сохранить в закладках