Архив статей журнала
Статья исследует правосознание древних греков сквозь призму их религиозных представлений, концентрируя свое внимание на «юридической» функции древнегреческих богов. По мнению автора, правовые нормы Древней Греции были тесно связаны с религиозными. Религия играла важную роль в жизни древнего грека, поэтому основные постулаты правового сознания имели свое религиозное закрепление, которые выражались в том числе в представлениях о божественной справедливости и правосудии. Автор анализирует свидетельства античных авторов о «юридической» функции древнегреческих богов и делает вывод о том, что важной функциональной обязанностью ряда богов греческого пантеона являлось свершение правосудия и восстановление справедливости. При этом отмечается противоречивый характер древнегреческих представлений о божественной справедливости, а также недостаточная эффективность религии, как регулятора законопослушного поведения древних греков.
Показаны направления изучения советских конституций в историко-правовой науке. Они изучаются в контексте истории российского конституционализма. Конституции являются важными источниками права и одновременно несут большую идеологическую нагрузку. Советские конституции являются ценными и информативными источниками по истории государства и права России. Выделяются стадии подготовки конституции, утверждения конституции, ее последующей эволюции. Наиболее активно изучена стадия подготовки конституции. Доступны многие архивные материалы, опубликованы проекты конституций. Тексты утвержденных конституций печатались отдельными изданиями, включены в сборники документов. Менее активно изучается стадия динамики конституционного текста, который трансформировался вследствие внесения редакционных правок, изменений и дополнений.
Статья исследует правосознание древних греков сквозь призму их представлений о законах и обычаях войны. Автор, анализируя свидетельства античных авторов, утверждает, что в Древней Греции сложились достаточно развитые представления о правилах ведения войны, выраженные в ее законах и обычаях. Их основными источниками являлись нормы обычного и религиозного права и, лишь в очень незначительной степени, нормы писанного права. Последовательно рассматривая наиболее важные законы и обычаи войны (обращение с пленными, сложившими оружие и просящими о пощаде, мирным населением, телами павших, религиозными объектами, послами и переговорщиками и другие) автор приходит к выводу, что несмотря, на то, что греки признавали их справедливость и божественный характер, они часто нарушались, вследствие отсутствия эффективного механизма их исполнения, противоречий норм обычного права.