Архив статей журнала
Статья исследует правосознание древних греков сквозь призму их религиозных представлений, концентрируя свое внимание на «юридической» функции древнегреческих богов. По мнению автора, правовые нормы Древней Греции были тесно связаны с религиозными. Религия играла важную роль в жизни древнего грека, поэтому основные постулаты правового сознания имели свое религиозное закрепление, которые выражались в том числе в представлениях о божественной справедливости и правосудии. Автор анализирует свидетельства античных авторов о «юридической» функции древнегреческих богов и делает вывод о том, что важной функциональной обязанностью ряда богов греческого пантеона являлось свершение правосудия и восстановление справедливости. При этом отмечается противоречивый характер древнегреческих представлений о божественной справедливости, а также недостаточная эффективность религии, как регулятора законопослушного поведения древних греков.
Представлен доклад автора на Всероссийской научно-практической конференции «Конституция и конституционализм в российской истории: опыт социально-политической трансформации)» (29 сентября 2023 г., Курск). Отмечается, что элитарный (либерально-западнический) конституционализм в России не имеет опоры в массах (в связи с проблемами цивилизационной идентичности элит). Конфликт между «конституционализмом меньшинств» и «демократией большинства» выступает причиной рецидивирующих кризисов системы взаимодействия власти и общества. Действия элит, не адекватные протоконституционным императивам массового правосознания, провоцируют системные кризисы. Русское правосознание (соответствующее ценностям Российской цивилизации) противостоит глобальному конституционализму (как попытке евроатлантической цивилизации навязать всему миру свои стандарты). По мнению автора, Конституция должна соответствовать реальному конституционализму (конституционализму демоса, а не конституционализму демократов). В частности, необходимо отменить запрет на государственную идеологию (на национальную идею).
Статья исследует правосознание древних греков сквозь призму их представлений о законах и обычаях войны. Автор, анализируя свидетельства античных авторов, утверждает, что в Древней Греции сложились достаточно развитые представления о правилах ведения войны, выраженные в ее законах и обычаях. Их основными источниками являлись нормы обычного и религиозного права и, лишь в очень незначительной степени, нормы писанного права. Последовательно рассматривая наиболее важные законы и обычаи войны (обращение с пленными, сложившими оружие и просящими о пощаде, мирным населением, телами павших, религиозными объектами, послами и переговорщиками и другие) автор приходит к выводу, что несмотря, на то, что греки признавали их справедливость и божественный характер, они часто нарушались, вследствие отсутствия эффективного механизма их исполнения, противоречий норм обычного права.