Архив статей журнала
Проблема государственности и ее исторического развития относится к одной из тех, мимо которых практически не проходит не один историк. Теория государства и права не может быть полной без знания и понимания истории их возникновения и развития. Актуальность проблемы государственности периодически возрастает в связи с теми переломными периодами, которые переживают государство и общество в своей истории. В исследовании использованы методы анализа, синтеза, обобщений и аксиологии, а также историко-ретроспективный, историко-генетический и герменевтический методы изучения основных идей А.С. Лаппо-Данилевского в контексте общего развития российской исторической науки. В статье рассматриваются исторические взгляды одного из наиболее ярких российских ученых - историков второй половины ХIХ - начала ХХ веков, одного из основоположников методологии исторической науки в России, академика Санкт-Петербургской академии наук А.С. Лаппо-Данилевского. Показаны особенности его методологии в изучении истории, его представления о русской (российской) государственности, ее сущности, природе, основных этапах эволюции и влиянии на ее характер и содержание со стороны разных идеологических и политических факторов. Дана оценка актуальности взглядов ученого в области государственного развития с точки зрения современной ситуации.
В статье анализируются представления о власти и государственности, отраженные в Псковской III летописи. В погодных статьях за XIII-XIV вв. княжеская власть, в целом, не характеризуется как нечто сакральное, князья изображены как наемные работники, приглашаемые и изгоняемые по воле псковичей. Сообщения о деятельности псковских князей преимущественно лаконичны и безоценочны; исключение составляет Повесть о Довмонте, в которой создается яркий образ князя, являющегося успешным военачальником и обладающего христианскими благодетелями. Довмонт (в крещении Тимофей) позиционируется как посланный псковичам Богом, период его правления представлен как расцвет псковской государственности. Во фрагменте летописи, посвященном событиям XV в., появляется ряд маркеров, свидетельствующих об усилении зависимости Пскова от московских князей. При этом в Псковской III летописи выражено отрицательное отношение к направлению московскими князьями наместников без учета желания псковичей. Крайне негативно в данном своде оценивается деятельность Василия III, ликвидировавшего вечевой строй во Пскове в 1510 г., и Ивана IV, ориентированного на укрепление самодержавия. При описании порядков в централизованном государстве, используются эсхатологические мотивы, московские правители косвенно соотносятся с Антихристом.
Представлен доклад автора на Всероссийской научно-практической конференции «Конституция и конституционализм в российской истории: опыт социально-политической трансформации)» (29 сентября 2023 г., Курск). Отмечается, что элитарный (либерально-западнический) конституционализм в России не имеет опоры в массах (в связи с проблемами цивилизационной идентичности элит). Конфликт между «конституционализмом меньшинств» и «демократией большинства» выступает причиной рецидивирующих кризисов системы взаимодействия власти и общества. Действия элит, не адекватные протоконституционным императивам массового правосознания, провоцируют системные кризисы. Русское правосознание (соответствующее ценностям Российской цивилизации) противостоит глобальному конституционализму (как попытке евроатлантической цивилизации навязать всему миру свои стандарты). По мнению автора, Конституция должна соответствовать реальному конституционализму (конституционализму демоса, а не конституционализму демократов). В частности, необходимо отменить запрет на государственную идеологию (на национальную идею).