Pan-Art
Архив статей журнала
Цель исследования - выявление места и роли кинопремии Американской академией кинематографических искусств и наук «Оскар» в российском киносоообществе. В статье раскрываются аспекты кинопремии «Оскар» в контексте мирового признания профессиональных заслуг российских кинематографистов и их произведений. Основное внимание уделяется не только количественному подходу, но и качественному. Автору важно проследить номинации кинопремии, годы подачи заявок, режиссеров, неоднократно подающих заявки, а также мнения критиков и зрителей представленных фильмов для раскрытия всесторонней роли указанной кинопремии в карьере отечественных кинематографистов, а также их статус в мире кино. Научная новизна исследования заключается в актуализации роли кинопремии «Оскар» в отношении отечественного кинематографа и обосновании четкого аналитического подхода к фильмам и режиссерам, претендующим на звание победителя самой престижной кинопремии мира. В результате исследования было выявлено, что Россия (включая советский период своего существования) была представлена на кинопремии «Оскар» с 1943 года по 2023 год. За этот период от нашей страны официально было подано 64 фильма для участия в различных номинациях кинопремии. Из них 29 стали официальными номинантами кинопремии в 7 номинациях. Самым успешным, с точки зрения номинации на кинопремию «Оскар», стал 2008 год, а десятилетием - 1990-е годы. Самыми номинируемыми режиссерами стали Никита Михалков (6 заявок, 3 номинации, 1 победа) и Александр Петров (4 заявки, 4 номинации, 1 победа). Также выявлено, что многие кинодеятели по всему миру считают эту кинопремию политизированной и ангажированной. Однако это не исключает огромного влияния этой премии, а также ее лауреатов на мировое киносообщество.
Автор подробно рассматривает сюжеты фильмов периода холодной войны в англоязычном кинематографе и репрезентацию «общего врага» и советской стороны. Цель исследования - выявить, как менялась эта тема на протяжении периодов разрядки международных отношений и обострения холодной войны в 1980-е годы, какие образы и сюжеты использовались в кинолентах. В качестве источников этой тематики рассмотрен ряд картин и сериалов: серии фильмов о Джеймсе Бонде, сериалы «Агенты А.Н.К.Л.» и «Команда “А”», киноработы Стэнли Кубрика, Дона Сигела и Джона Маккензи. Научная новизна заключается в анализе сюжетов и образов, которые почти не рассмотрены в отечественной культурологии. В научный оборот введены новые источники. Также новизна заключается в теме статьи, которая не разбиралась ранее. Это позволяет по-новому рассмотреть тему культурного противостояния между СССР и западным блоком и выявить сюжеты, которые меняют представления о репрезентации советской стороны в англо-американском кинематографе. В результате исследования автор приходит к заключению: британские и американские режиссеры не считали СССР абсолютным злом, поэтому и появился сюжетный троп общего противника, враждебного как НАТО, так и советской стране.