Архив статей журнала

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕВЧЕСКИЕ ГОЛОСА СОВЕТСКОГО СОЮЗА В 1920-Х ГОДАХ (2024)
Выпуск: Том 4. Выпуск 3 (2024)
Авторы: Ладыгин Владислав Сергеевич

Цель исследования - определить способы описания национального голоса в 1920-е годы. При всех множественных функциях голоса, наиболее ярко таковой проявляется именно в пении, и, соответственно, по отношению к пению он проходит наибольшую теоретизацию среди музыкальных критиков. Тело советского певца маркируется через социальный класс, топос и этничность и наделяется множественными эмоционально окрашенными характеристиками. Безусловно, многие певцы того времени именно благодаря голосовым особенностям, часто маркируемым современниками этнической «природой», «натуральностью», с одной стороны, сформировали музыкальную моду на многие десятилетия, с другой же - подвергались преследованиям. Данное исследование будет посвящено анализу этих характеристик. Новизна работы определяется использованием подходов к голосу, характерных для культурных исследований и западной философии звука, идущей от работ Р. Барта, Ж. Деррида и М. Долара, применительно к проблемам и задачам сферы советологии. В результате исследования выделены несколько кластеров национальных голосов: первый из них - это еврейские, цыганские и малороссийские голоса, маркируемые преимущественно через классовую и политическую принадлежность. Второй же - это кавказские и среднеазиатские голоса, для науки и критики того времени, наоборот, имеющие чисто колониально-этнографические характеристики. Сделаны выводы о высоком уровне теоретизации и политическом понимании человеческого голоса в раннесоветское время.

Сохранить в закладках
МУЗЫКАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ «КРАСНАЯ БАШКИРИЯ» В 1948 ГОДУ (2024)
Выпуск: Том 4. Выпуск 3 (2024)
Авторы: Хуснутдинова Эльвира Артуровна

Цель исследования - изучение развития музыкальной журналистики и критики в региональном аспекте, а именно в Башкирии, конкретно - в Уфе в 1948 году на примере официального главного печатного издания «Красная Башкирия». В середине XX века газета «Красная Башкирия» являлась главным официальным печатным изданием Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики. На её страницах освещался широкий круг тем, включая различные культурные события Уфы и других городов республики. Кроме того, подобно множеству газет Советского Союза, должное внимание в ней уделялось политическим вопросам, касающимся всей страны в целом. Так, данное издание не обошло вниманием и антиформалистическую кампанию 1948 года, непосредственно связанную с Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере “Великая дружба” В. Мурадели», опубликованным в газете «Правда» 10 февраля 1948 года. Безусловно, названный исторический документ оказал значительное влияние на характер публикуемых музыкально-критических материалов, а именно их тематику, обращение к определённым жанрам, авторство, стиль и даже количество. Исследованию данной проблемы на примере одного из печатных изданий Башкирии посвящена настоящая статья. Приоритет в анализе отдан изучению и оценке архивных документов Союза композиторов Башкирской АССР, а также текстам музыкально-критических материалов, вышедшим в газете «Красная Башкирия» в 1948 году.

Сохранить в закладках