Pan-Art
Архив статей журнала
Цель исследования - выявление места и роли кинопремии Американской академией кинематографических искусств и наук «Оскар» в российском киносоообществе. В статье раскрываются аспекты кинопремии «Оскар» в контексте мирового признания профессиональных заслуг российских кинематографистов и их произведений. Основное внимание уделяется не только количественному подходу, но и качественному. Автору важно проследить номинации кинопремии, годы подачи заявок, режиссеров, неоднократно подающих заявки, а также мнения критиков и зрителей представленных фильмов для раскрытия всесторонней роли указанной кинопремии в карьере отечественных кинематографистов, а также их статус в мире кино. Научная новизна исследования заключается в актуализации роли кинопремии «Оскар» в отношении отечественного кинематографа и обосновании четкого аналитического подхода к фильмам и режиссерам, претендующим на звание победителя самой престижной кинопремии мира. В результате исследования было выявлено, что Россия (включая советский период своего существования) была представлена на кинопремии «Оскар» с 1943 года по 2023 год. За этот период от нашей страны официально было подано 64 фильма для участия в различных номинациях кинопремии. Из них 29 стали официальными номинантами кинопремии в 7 номинациях. Самым успешным, с точки зрения номинации на кинопремию «Оскар», стал 2008 год, а десятилетием - 1990-е годы. Самыми номинируемыми режиссерами стали Никита Михалков (6 заявок, 3 номинации, 1 победа) и Александр Петров (4 заявки, 4 номинации, 1 победа). Также выявлено, что многие кинодеятели по всему миру считают эту кинопремию политизированной и ангажированной. Однако это не исключает огромного влияния этой премии, а также ее лауреатов на мировое киносообщество.