ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Архив статей журнала
Цель исследования состоит в выявлении лексического своеобразия и словообразовательных процессов в публицистических текстах региональных средств массовой информации. В статье рассматриваются новообразования - лексические единицы, созданные на основе внутренних ресурсов регионального (эрзянского) языка; подчеркивается важная роль СМИ в сохранении, обогащении и трансляции родных языков. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем представлен структурно-семантический анализ новообразований, который позволил на основе обширного языкового материала выявить и охарактеризовать основные продуктивные словообразовательные модели и способы словообразования в современном языке СМИ на эрзянском языке. В результате проведенного исследования установлено, что к наиболее продуктивным способам словообразования относятся суффиксальный, аффиксоидный, словосложение, субстантивация; отмечено, что выявленные из публицистических текстов неологизмы выполняют стилистическую функцию воздействия на читателя (слушателя) благодаря яркой эмоционально-экспрессивной окраске и широкой семантической наполненности.
Цель исследования - выявить средства художественной выразительности в речи Дж. Ф. Стивенса «Я человек» и определить их специфику. В статье рассмотрен текст публичного выступления Дж. Ф. Стивенса, посвященного проблемам адаптации людей с синдромом Дауна в современном обществе, выделены используемые в нем средства художественной выразительности, обозначена их специфика. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые получены данные о специфике средств художественной выразительности в англоязычном публицистическом тексте, освещающем вопросы социализации людей с особенностями развития. Подобный текст уникален в силу того, что его автор-оратор является человеком с синдромом Дауна. Несмотря на особенности своего развития, Дж. Ф. Стивенс был приглашен для выступления на заседании ООН и, следовательно, стал одним из немногих людей, удостоенных такой чести. В результате исследования выявлено, что автор для передачи своих идей использует различные лексические (метафора, каламбур, эпитет), синтаксические (параллелизм, перечисление, анафора, полисиндетон) и лексико-синтаксические (антитеза, логическое сравнение, градация) средства художественной выразительности, а также медицинскую терминологию в стилистической функции.