ISSN 2307-5430
Язык: ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Архив статей журнала

ФОРМИРОВАНИЕ HARD SKILLS И SOFT SKILLS У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ (2019)
Выпуск: № 7 (2019)
Авторы: Чижикова Елена Сергеевна

В статье рассматривается возможность формирования Hard Skills и Soft Skills в процессе изучения математики в вузе, представлены компоненты «тяжелых» и «легких» компетенций, и результаты, которые могут быть сформированы в процессе изучения математики в вузе. Для формирования обозначенных компетенций (способностей планировать, проектировать, производить и применять сложные инженерные объекты, процессы и системы в современных условиях командой работы и т.п.) необходимо использовать в образовательном процессе инновационные формы и методы. Для этого преподавание математики должно быть в большей степени ориентировано на ее прикладную направленность и междисциплинарные связи, то есть соответствовать концепции CDIO.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ (2019)
Выпуск: № 7 (2019)
Авторы: Фомичев Павел Аркадьевич, Фомичева Елена Валерьевна

В настоящий период развития нашего государства целью высшего технического образования является подготовка и выпуск конкурентоспособных технических специалистов, владеющих всем необходимым научным инструментарием, куда безусловно входит и развитое математическое мышление. Преподавание высшей математики в техническом университете должно быть ориентировано на совершенствование курса в сторону практической направленности теории, создания и решения задач в соответствии с направлением обучения, усиления научно-исследовательской работы студентов, подготовке соответствующего методического обеспечения, применения новых информационных технологий.

Сохранить в закладках
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ, КАК МЕТОД ЕГО ПРОВЕРКИ (2019)
Выпуск: № 7 (2019)
Авторы: Уланов Владимир Алексеевич, Уланова Татьяна Александровна

Выполнение домашних заданий по математике является одним из важнейших условий изучения и освоения предмета. Только решив индивидуально достаточно большое количество задач, студент может осознанно сделать вывод, насколько хорошо им усвоен материал. Известно, что многие студенты легко найдут для себя любого рода причины не выполнить домашнюю работу. К тому же преподаватель физически не может проверить каждого студента. Предлагается один из способов проверки домашнего задания путем проведения самостоятельных работ именно по заданным примерам. В данных заметках обосновывается эффективность такого способа обучения и предлагается, каким образом технически это можно осуществить.

Сохранить в закладках
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ (2019)
Выпуск: № 7 (2019)
Авторы: Стрежнева Елена Васильевна, Сергеев Алексей Андреевич

В статье рассматриваются инновационные технологии инклюзивного образования, применяемые в КУИМЦ (Казанском учебно-исследовательском и методическом центре) для людей с ограниченными возможностями здоровья (по слуху) в многопрофильном специальном учебном подразделении КНИТУ (Казанского национального технического университета) им. А.Н. Туполева-КАИ при обучении математике. Приведены данные социологического опроса студентов по внедрению в учебный процесс трансформационных тренингов, электронной образовательной среды BLACRBOARD, рассмотрены этапы организации самостоятельной работы студентов, а также, создание единого учебно-методического комплекса, являющегося основой формирования не только компетентностей и внутренних мотивов познавательной деятельности, но и базой для создания инклюзивной среды и активного усвоения пространства социума.

Сохранить в закладках
О РОЛИ МАТЕМАТИКИ В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ И МЕРЫ ПОВЫШЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2019)
Выпуск: № 7 (2019)
Авторы: Саидов Абдул-Вахаб Ахмедович

Приводятся причины снижения математической подготовки в вузах, предлагаются меры для улучшения преподавания математики, автор делится опытом решения задачи повышения математической подготовки студентов в технических вузах.

Сохранить в закладках
ИСТИНА И КРАСОТА. О МЕСТЕ МАТЕМАТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА (2019)
Выпуск: № 7 (2019)
Авторы: Попков Роман Андреевич, Мансурова Светлана Евгеньевна

Авторы анализируют цели и задачи преподавания математики будущим инженерам. Математику стоит понимать как один из языков описания реальности. В этом языке ключевым понятием является понятие доказательства. Однако доказательство должно не только убеждать, но и способствовать пониманию как самой математики, так и описываемого ей мира. Важным свойством математики является её красота, проявляющаяся, прежде всего, в её единстве. Следовательно, в образовательном процессе стоит сделать упор на демонстрацию этой красоты. Вычислительные же задачи важны для привыкания к математическим объектам и формирования на простых примерах алгоритмической культуры.

Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ (2019)
Выпуск: № 7 (2019)
Авторы: Петрашев Владимир Иванович, Рябцева Светлана Васильевна

Данная статья посвящена актуальной проблеме активизации познавательной деятельности студентов при изучении математики путем создания и применения ряда «занимательных» задач по различным темам. В статье приводится несколько примеров с решениями и возможными вариантами допускаемых ошибок, показаны нерациональные приемы решения и даны рекомендации по эффективным способам их решения. Приведенные примеры, призваны преодолеть стереотип решения задач без предварительного изучения и анализа условия задач, показывают, что занятия математикой могут быть интересными и увлекательными. Они учат думать, рассуждать, анализировать. А кроме того, активизируют познавательную деятельность студентов, способствуют долгосрочному усвоению материала и подчеркивают значимость математики.

Сохранить в закладках
ПАКЕТЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ФАЗОВЫХ ТРАЕКТОРИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ (2019)
Выпуск: № 7 (2019)
Авторы: Макаров Сергей Евгеньевич, Макарова Ирина Леонидовна

Рассмотрены вопросы использования пакетов MatLab, Maxima, R и библиотек языка Python для построения решений и изучения характера особых точек автономных систем обыкновенных дифференциальных уравнений. Приведены примеры использования соответствующих функций пакетов.

Сохранить в закладках
О НЕСКОЛЬКИХ ПОДХОДАХ К ПРЕПОДАВАНИЮ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ (2019)
Выпуск: № 7 (2019)
Авторы: Гусарова Надежда Ивановна, Олейникова Елена Валентиновна

Данная статья посвящена обсуждению вопросов преподавания цикла математических дисциплин некоторым категориям иностранных студентов, обучающихся в техническом вузе. Проводится анализ основных различий в подаче материала, организации самостоятельной работы и контроля успеваемости. Предлагаются рекомендации по повышению качества обучения студентов в зависимости от их базовых знаний по математике и национальных особенностей. В работе отмечена важная роль вовлечения иностранных студентов не только в учебный процесс, но и в активную олимпиадную, научную и культурную жизнь вуза.

Сохранить в закладках
МЕТОД ОЦЕНОК ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ (2020)
Выпуск: № 8 (2020)
Авторы: Рябцева Светлана Васильевна, Петрашев Владимир Иванович

Данная статья посвящена методу оценок при решении уравнений или неравенств. В статье рассказывается о том, что такое мажоранта и миноранта функции и как эти понятия применяются к решению уравнений и неравенств. А также приводятся примеры решения некоторых задач. Приведенные примеры показывают, что метод оценок не требует специфической подготовки и каких-то особенных навыков, но зато требует умения обобщать и анализировать, причем его применение значительно сокращает и упрощает решение. Применение этого метода может быть полезно не только для школьников, но и для студентов ВУЗов различных специальностей.

Сохранить в закладках
ДИСТАНЦИОННОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ "МИРАПОЛИС" (2020)
Выпуск: № 8 (2020)
Авторы: Макарова Ирина Леонидовна, Макаров Сергей Евгеньевич

Рассмотрены особенности преподавания математики и проведения экзамена по математике в системе «Мираполис». Приведен пример еженедельной дорожной карты. Предложены варианты проведения дистанционного экзамена в ВУЗе.

Сохранить в закладках
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИ В БУДУЩЕМ И НАСТОЯЩЕМ (2020)
Выпуск: № 8 (2020)
Авторы: Ерофеева Лариса Николаевна, Лещева Светлана Викторовна

В статье представлен взгляд на предлагаемые перспективы развития дистанционной формы образования и его проблемы в настоящем. Рассматриваются вопросы, связанные с поиском путей совершенствования обучения онлайн при преподавании дисциплин математического цикла, а также психологические аспекты решения проблем, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты технических ВУЗов сегодня.

Сохранить в закладках