ГОРИЗОНТЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Архив статей журнала
В романах В. Пелевина речь идет о ментальном переходе, вызванном развитием технологий. В своих рассуждениях о технологической трансформации человечества писатель неизменно ироничен. Понимая реальность как «экономическое понятие», не имеющее отношения ни к идеологии, ни к философии, Пелевин в романе «KGBT+» показывает трансформацию творчества в трансляцию«векторной суммы проплаченных нарративов планеты». Имплант-технологии, о которых пишет Пелевин, коммерциализируют восприятие и аффекты потребителей. Тема технологического бессмертия, обсуждаемая в романе, превращается в набор триггеров трансмедийного сторителлинга, главными из которых являются: повышенная мера интертекстуальности, ирония, доходящая до цинизма, бессмысленное упоминание прецедентных текстов, имён, мировоззренческих концептов.
В большинстве существующих теоретических концепций критика не рассматривается в связи с когнитивной проблематикой. Не обладая чётко выраженной методологической базой, критика начинает сближаться с художественным творчеством для адекватной интерпретации произведений. В дальнейшем, став одним из инструментов политического руководства обществом, критика оказалась подвержена влиянию идеологии, утратив какие бы то ни было когнитивные возможности. В ситуации либерализации общественной и литературной жизни одной из важнейших задач критики продолжает оставаться сохранение литературного канона, даже если результаты научной рефлексии вступают с ним в противоречие. Развитие когнитивности литературной критики возможно при пересмотре методологических оснований литературно-критической деятельности. На смену традиционному представлению об изначальной «вложенности» в текст произведения художественного смысла, определяющего его интерпретацию, приходит осознание того, что смысл создается в процессе интерпретации. «Истина» художественного произведения плюралистична, и «текст» когнитивно не равен «произведению».