ГОРИЗОНТЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Архив статей журнала
На основе историко-этнографических источников, и в первую очередь обско-угорского фольклора, осуществлено рассмотрение функций трикстера. Данный мифический образ был порожден кризисными явлениями. Генезис государства сопровождали острые противоречия между социальными институтами того времени: народным собранием, старейшинами и вождями с их дружинами. Видимо, последние, как наиболее сплоченные мужские воинские коллективы, стали преемниками трикстеров. Дружинные социумы отличались агрессивностью и влечением к пространственному обособлению, примером чего являются Аркаим и Эмдер. Ликвидация старого миропорядка осуществлялась параллельно с назревшим политогенезом.
Русское обрядовое ряженье - архаическая традиция, изучение которой в отечественной фольклористике начинается с середины XIX века и продолжается до настоящего времени. Данное исследование рассматривает трансформацию традиции и ее существование на современном этапе. Мы выделяем три формы бытования: сакральная, профессионально-коммерческая и профанная. Первая рассмотрена на примере славянских общин, ревитализирующих сакральный аспект ряженья, проанализированы страницы сообществ в социальной сети ВКонтакте. Вторая представлена группами профессиональных скоморохов, возрождающих мастерство ряженых, окрутников, масок. Третья форма бытования рассмотрена на примере«голой вечеринки», которая отчетливо показывает десакрализацию традиции и симуляцию сакрального в праздничной культуре.