ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
Архив статей журнала
В статье рассматривается кризис российско-немецкого сотрудничества в энергетической сфере и его возможные последствия как для взаимоотношений двух стран, так и для мировых рынков. Отмечается, что налаживанию экономических контактов способствовала политика разрядки в начале 1970-х годов, позволившая ФРГ и СССР подписать ряд взаимовыгодных договоров. Своего пика это сотрудничество достигло в 2010-х годах после введения в эксплуатацию газопровода «Северный поток» и начала строительства «Северного потока - 2». Однако нынешний международный кризис привел к резкому сокращению поставок энергоносителей из РФ в Западную Европу, в том числе и в ФРГ. В этих условиях обеим странам пришлось кардинальным образом менять свою энергетическую политику. Если политическое руководство ФРГ сделало ставку на диверсификацию поставок энергоносителей (контракты с Норвегией, Нидерландами, Катаром) и возобновляемую энергию, то России пришлось в кратчайшие сроки переориентироваться на азиатские рынки (Китай, Индия). Делается вывод о том, что РФ и ФРГ в ближайшее время еще предстоит сформировать новую энергетическую стратегию.
В статье исследуются причины нынешнего кризиса российско-германских отношений. В начале 1990-х годов российское политическое руководство возлагало большие надежды на европейскую интеграцию страны и стремилось активно развивать сотрудничество с ФРГ, которая была экономическим и политическим лидером ЕС. Именно в это время было подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве, а в 1995 г. Россия была принята в Совет Европы. В свою очередь, объединенная Германия также была заинтересована в налаживании тесных экономических и политических контактов с РФ. В начале президентства В. Путина эта линия на сближение двух стран была продолжена. Россия стала важным поставщиком энергоресурсов для Запада, в то время как ФРГ экспортировала необходимые для российской экономики оборудование и технологии. Все это позволяло некоторым экспертам говорить о стратегическом союзе двух стран. Однако этим надеждам не суждено было сбыться по ряду причин. Во-первых, ни ЕС, ни ФРГ не предложили России конкретную модель европейской интеграции. Во-вторых, стороны по-разному понимали принципы, на которых должен был строиться потенциальный союз. В-третьих, российское руководство крайне болезненно отреагировало на программу «Восточное партнерство» и попытки ФРГ оказывать влияние на политические процессы на постсоветском пространстве. В совокупности все это привело к нынешнему кризису. В конце статьи даются прогнозы относительно дальнейшего развития российско-германских отношений.
В статье рассматриваются системные изменения в ГДР, предшествовавшие объединению Германии, и последующее развитие восточных федеральных земель в составе ФРГ. Проанализированы основные причины краха ГДР, особенности социально-экономической и политической трансформации Восточной Германии на протяжении 30 лет. Приводятся статистические данные о финансовых затратах на объединительный процесс, социально-экономические показатели развития в восточных землях Германии, характеризуется политическая активность восточных немцев и их политические предпочтения. Сформулированы современные задачи выравнивания различий в развитии востока и запада страны. Рассматривается вопрос о будущем Восточной Германии.
В статье рассматриваются потенциальные риски и возможности газопровода «Северный поток-2» для системы европейской и трансатлантической безопасности. Автор отмечает эволюцию проекта из коммерческого предприятия в объект острых политических дискуссий. Анализируются основные позиции Брюсселя, Варшавы, Вашингтона в отношении «Северного потока-2», их противоречия с Берлином, который выступает основным бенефициаром проекта. Делается вывод о том, что реализация проекта приведет к усилению напряженности в отношениях ФРГ как с восточноевропейскими странами, так и с США.