ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ: ФАКТЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОГНОЗ
Архив статей журнала
Актуальность исследования обусловлена тем, что феномен реинтеграции мигрантов, возвращающихся из России в Кыгргызстан, недостаточно изучен. Мало исследованы проблемы, с которыми мигранты сталкиваются при повторном включении в общество страны происхождения, такие аспекты реинтеграции, как экономическое и социальное положение, социально-психологическое самочувствие мигрантов, уровень реинтеграции. Целью исследования стала социологическая оценка устойчивости реинтеграции возвращающихся из России в Кыгргызстан мигрантов. Научная новизна состоит в конкретизации понятия «реинтеграция» как многоаспектного процесса, позволяющего мигрантам восстановить экономические, социальные и психосоциальные отношения, необходимые для поддержания жизни, и понятия «устойчивая реинтеграция» как достижения возвратившимися определенного уровня экономической самодостаточности, социальной стабильности и психосоциального благополучия; в разработке эмпирических показателей устойчивой реинтеграции, таких как способность вернувшегося мигранта обеспечивать себя и свою семью, участвовать в экономической деятельности, наличие жилья, выстраивание прочных социальных отношений и вовлеченность в местное сообщество, психологическое благополучие, возможность пользоваться базовыми услугами, отсутствие миграционных планов после возращения. Дана социологическая оценка устойчивости реинтеграции возвращающихся из России в Кыргызстан мигрантов, опирающаяся на результаты анкетного опроса 515 возвратных мигрантов, фокусированного интервью 37 возвратных мигрантов в Кыргызстане в октябре - ноябре 2022 года. Выявлено, что реинтеграция возвратных мигрантов из России в Кыргызстан носит достаточно устойчивый характер во всех сферах: экономической, социальной и социально-психологической. Вместе с тем у возвратившихся есть определённые проблемы, что отразилось в недостаточно высоком уровне оправдания ожиданий от возвращения и в возможных намерениях снова мигрировать в Россию или другие страны.
В условиях социокультурной травмированности российского общества формируются специфические социальные типы личности, что актуализирует вопросы их изучения. Цель работы - анализ особенностей социального типа личности «человек избегающий». Методологической основой исследования выступают теории общества травмы (Дж. Александер, П. Штомпка, Ж.Т. Тощенко) и антропосоциокультурный подход (антропосоциокультурный эволюционизм; Н.И. Лапин). Использовались общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, индукция, формализация, идеализация, типологизация, обобщение, анализ научной литературы, вторичный анализ данных. Полученные результаты и новизна исследования состоят в следующем: впервые продемонстрирован эвристический потенциал использования теории общества травмы Ж.Т. Тощенко и антропосоциокультурного подхода Н.И. Лапина для разработки концепции социального типа личности «человек избегающий» в обществе травмы; показана возможность использования одного из важнейших защитных механизмов личности - избегания человеком пережитых им травмирующих ситуаций - как основания для выделения специфического социального типа личности «человек избегающий»; выделены его особенности, формирующиеся под влиянием общества травмы: высокая тревожность, отсутствие чёткого образа желаемого будущего, ценностные ориентации на материальное благополучие, карьеру, семью, здоровье, гедонизм, склонность к асоциальному поведению. Именно наличие посттравматической мотивации, лежащей в основе манифестируемых респондентом ценностных ориентаций, выступает критерием отнесения личности к данному социальному типу. Результаты исследования могут быть использованы для развития социологических теорий личности, социологии культуры, социологии управления, социологии социальных изменений. Практическое значение имеет изучение распределения данного типа личности в различных социальных группах, стратах и регионах страны. Одним из важных направлений будущих исследований выступает анализ влияния представителей данного типа личности на социальные процессы, происходящие в российском обществе.