ISSN 1998-0698 · EISSN 2312-9816
Язык: ru

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ: ФАКТЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОГНОЗ

Архив статей журнала

ПОТЕНЦИАЛ НАЛОГОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НЕРАВЕНСТВО ГРАЖДАН В РОССИИ (2024)
Выпуск: Т. 17 № 1 (2024)
Авторы: ПУГАЧЕВ Андрей Александрович

В России возможности сглаживания неравенства с помощью налогов не реализованы, несмотря на стабильно высокое неравенство, остроту его восприятия гражданами и внимание к проблеме на высшем государственном уровне. Цель исследования - определение возможностей сглаживания экономического неравенства граждан в России с помощью налоговых инструментов. Гипотеза исследования состоит в том, что комплекс инструментов подоходного, косвенного и имущественного налогообложения граждан в России имеет существенный нереализованный потенциал сглаживания экономического неравенства. Для тестирования гипотезы с помощью корреляционно-регрессионного анализа и декомпозиции налоговых инструментов по направлениям (подоходное, имущественное и косвенное) исследованы зависимости показателей неравенства от налоговых инструментов его сглаживания. На основе данных Росстата, Федеральной налоговой службы, Всемирного банка, ОЭСР, Credit Suisse и World Inequality Database сформирован Data Set, включающий 2,6 тыс. показателей. Расчеты проведены с использованием пакета «Анализ данных» в MS Excel. Для оценки востребованности налоговых вычетов по НДФЛ использованы данные социологического опроса. Установлено, что действующие налоговые инструменты не способствуют сглаживанию неравенства россиян, а иногда, наоборот, приводят к его росту. Целесообразным для сглаживания неравенства в рамках подоходного налогообложения представляется усиление прогрессии НДФЛ и введение необлагаемого минимума в увязке с МРОТ, наращивание доли социальных налоговых вычетов. В области имущественных налогов - повышение налоговой нагрузки для владельцев дорогостоящих или многих объектов имущества, обеспечение адресности налоговых льгот. В части косвенных налогов - понижение НДС по товарам и услугам, составляющим основную долю расходов на потребление наименее обеспеченных граждан, например по ЖКХ, и повышение НДС по статьям, формирующим основу потребления богатых, например возвращение ставки 20% по отдыху, гостиницам, кафе и ресторанам. Потенциал налогового администрирования в сглаживании неравенства определен возможностями обеспечения полноты налогообложения текущих доходов, капитала и потребления наиболее обеспеченных граждан.


Сохранить в закладках