Архив статей журнала
Эта работа представляет собой комплексное исследование международного инвестиционного сотрудничества и концепции эффективности инноваций на рынке капитала в свободных экономических зонах (далее – СЭЗ) и их роли в современном мире. СЭЗ являются новыми центрами компетенций в различных социально-экономических и производственных сферах, способствуя развитию международного инвестиционного сотрудничества. В условиях современных рыночных отношений они могут стать катализатором структурных преобразований, стимулируя инновации, привлечение капиталовложений и обмен технологиями. Так, в условиях глобальной экономической трансформации и усиления конкуренции за технологическое лидерство СЭЗ становятся ключевым инструментом стимулирования инноваций и привлечения инвестиций. Финансовая деятельность, являясь ключевой сферой экономики, не только обеспечивает стабильность и устойчивость хозяйствующих субъектов, но и выступает драйвером инноваций, которые критически важны для повышения конкурентоспособности, оптимизации ресурсного управления и адаптации к глобальным вызовам, таким как цифровизация и санкционное давление. Анализ правовых моделей СЭЗ в странах Содружества Независимых Государств демонстрирует их разнонаправленность. В Российской Федерации, например, акцент сделан на промышленно-производственных зонах, где льготы увязаны с локализацией производств. В Китае, напротив, доминируют инновационно-технологические кластеры, предлагающие гранты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и упрощенную миграцию кадров.
В обстоятельствах динамичной геополитической ситуации становится все более значимой разработка эффективной методики оценки фискального пространства. Формирование фискального пространства зависит от ряда основных факторов, включая экономическое развитие страны, численность населения и трудовых ресурсов, а также эффективность налоговой системы. Понимание этих факторов и умение правильно использовать их помогают государству эффективно управлять своими финансами и обеспечивать устойчивое развитие экономики. Обрушившиеся на Российскую Федерацию санкции со стороны «недружественных» государств выявили огромное количество слабых мест в современной отечественной экономике, поэтому нужно подходить к решению вопроса осознанно и комплексно. Необходимо произвести пересмотр бюджетных приоритетов, поиск дополнительного финансирования, поддержку отраслей экономики, наиболее уязвимых к санкционному давлению со стороны западных стран. Для развития государства и его финансовой устойчивости это становится все более актуальным. Правительство сможет принимать более обоснованные решения в отношении фискальной политики и поддерживать стабильность и надежность федерального бюджета в условиях волатильности и неопределенности, если будет разработан более точный и адаптируемый метод к оценке фискального пространства.