ЦИФРОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Архив статей журнала
В статье приведены сведения о приоритетных направлениях развития информационного общества в Российской Федерации. На основе анализа данных Федеральной службы государственной статистики о показателях инновационной деятельности организаций и затратах на нее за период с 2010 г. по настоящее время выделены наиболее и наименее активные сферы инновационных организаций, что подчеркивает неравномерность инновационных процессов, протекающих на территории страны. Отмечается ключевая роль инвестирования в инновационное развитие страны в обеспечении устойчивого экономического развития и социальной стабильности России. Анализ современных тенденций на рынке труда зафиксировал рост значимости стабильности компании на рынке, вида занятости в качестве критериев выбора работодателя. Вторичный анализ результатов исследований рекрутинговой компании Get Experts и службы исследований российской платформы онлайн-рекрутинга HeadHunter позволил обозначить проблемы удовлетворенности трудом в современных условиях, причины и проявления хронической усталости у работников и работодателей, причины выгорания на рабочем месте. На основе полученных данных сделан вывод о том, что удовлетворение трудом в условиях инновационного развития общества зависит от того, насколько работники могут использовать новые технологии и инструменты для улучшения своей работы, развивать свои навыки и знания, а также быть вовлеченными в принятие решений и разработку новых идей
В статье рассматриваются вопросы, связанные с моделированием социальных процессов управления компетенциями команд в цифровом сетевом пространстве центров управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) на примере результатов работы учебных ЦУКС Академии Государственной противопожарной службы МЧС России (Москва), Академии гражданской защиты МЧС России (Химки) и Главного управления МЧС России по г. Севастополю. Приводится краткая характеристика цифровой среды ЦУКС (типовая схема). Данная проблема рассматривается с позиции активного использования в моделировании концепции интегративного компетентностного подхода, ориентированного на действия (структурно-функциональный подход Т. Парсонса). Предлагается схема параметров знания, используемая при анализе компетенций. Социология управления и социология малых групп позволяют изучать процессы, обеспечивающие устойчивость социальных систем-общностей, в виде рабочих команд со специфическими социальными отношениями и состояниями, проявляющимися прежде всего в форме «когнитивных блокад», психологических выгораний и т.п. Приводятся результаты социологического анализа по формированию системы показателей, характеризующих эффективность работы команд ЦУКС при рассмотрении, прогнозе развития и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Также показаны результаты практического моделирования оценки влияния уровня компетенций на результативность и продуктивность работы команд ЦУКС с использованием когнитивных моделей, формирование которых проводится в соответствии с концепцией структурно-целевого анализа. Подобные когнитивные модели характеризуют индивидуальные паттерны поведения дежурных смен в чрезвычайных ситуациях и являются одним из элементов разработки цифровых двойников команд