ПЕРВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Архив статей журнала
Дана краткая характеристика железнодорожной сети Республики Казахстан. Отмечено, что Казахстан эффективно использует преимущество стратегического географического положения между Китаем, Россией и Южной Азией для развития международных железнодорожных перевозок и занимает ведущее положение в сухопутной континентальной международной железнодорожной логистике. По территории Казахстана проходят железнодорожные транспортные коридоры: Северный, Центральный и Южный коридоры Трансазиатской железнодорожной магистрали, коридор TRACECA и коридор Север − Юг. Рассмотрены два железнодорожных пограничных перехода с Китаем, линия Жанаозен (Казахстан) – Берекет (Туркменистан) – Горган (Иран), и развитие порта Курык на Каспийском море. Подчеркивается, что взаимовыгодное сотрудничество России с Казахстаном в направлении на Иран по линии Жанаозен – Берекет – Горган, и в направлении на Китай через два международных пограничных перехода Достык – Алашанькоу и Коргас (Алтынколь) – Хоргос «Восточные ворота» позволит России эффективно встроиться в систему международных мультимодальных транспортных коридоров и получить выход на перспективные рынки.
Дана краткая характеристика системы пассажирского рельсового транспорта Стамбула, рассмотрены перспективы её развития. Описаны основные этапы работы турецких исследователей Н. Юджеля и С.Э. Ташабата по эколого-экономической оценке вариантов городских пассажирских линий легкорельсового транспорта (метро и трамвая), их многокритериальному сравнению двумя методами: по методу анализа иерархий AHP и по методу лучшего-худшего критерия BWM. На основе материалов работы турецких исследователей выполнен тестовый пример обработки результатов возможного принятия решения группой депутатов муниципального совета Стамбула − ранжированию по предпочтительности четырех альтернатив метро. Получена возможная ранжированная последовательность альтернатив. Первое место по приоритету заняла альтернатива А3 − линия метро Кадыкей – Султанбейли. Сделан вывод о том, что в задачах общественнозначимого, группового и многокритериального принятия решений, необходимо применять метод Шульце (эвристику сильнейшего пути) для того, чтобы обоснованно делать выбор.
В данной статье рассмотренs перспективы проектирования международного железнодорожного коридора из Китая через Кыргызстан и Таджикистан в Афганистан и далее – в Иран по направлению: Кашгар (Китай) – Иркештам (Кыргызстан) − Сары-Таш – Карамык – Гарм (Таджикистан) − Рогун – Душанбе (Элок) – Яван – Бохтар – Балхи – Нижний Пяндж – Шер Хан Бандар (Афганистан) – Кундуз – Мазари-Шариф – Герат – Хаф (Иран) общей протяженностью около 2000 км, из которых 215 км – по территории Кыргызстана, 580 км по территории Таджикистана и 1205 км – по территории Афганистана. Установлено наиболее вероятное направление коридора Китай – Иран через Алайскую долину Кыргызстана с выходом на Таджикистан. При эксплуатации планируемого международного железнодорожного коридора необходимо обеспечить безопасность и бесперебойность движения поездов в горных районах, проектируя защиту от скальных обвалов и снежных лавин, и по долинам рек Кызылсу и Вахш, защищая земляное полотно от селевых потоков и оползней.
В данной статье рассмотрено техническое состояние железных дорог Таджикистана и соседних государств Центральной Азии. Показана динамика их развития, перспективы вступления Республики Таджикистане в Евразийсктй экономический союз (ЕАЭС), варианты проектирования и строительства железнодорожного коридора Китай – Киргизия – Таджикистан – Афганистан – Иран. Показано, что для России чрезвычайно важно не только иметь возможность влияния на сложившуюся ситуацию в Центральной Азии, но и получить надежный выход к Ирану, Афганистану, Пакистану и Индии, сохранив российскую ширину колеи 1520 мм. Отмечено, что необходимо обеспечить безопасность и бесперебойность движения поездов в горных районах Таджикистана, проектируя защиту участков железных дорог от воздействия опасных природных явлений, таких как скальные обвалы, осыпи, оползни, селевые потоки и снежные лавины.