НЕОФИЛОЛОГИЯ
Архив статей журнала
ВВЕДЕНИЕ. В современном мире глобализация ведёт к формированию единого информационного пространства и стиранию границ между локальными и глобальными медиа. Цель исследования – выяснить, как международные стандарты журналистики соотносятся с национальными и религиозными этическими нормами в условиях глобализации и какие перспективы существуют для формирования глобальной этики. Исследование направлено на выявление проблем и перспектив в области международных стандартов журналистской этики в условиях глобализации.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В качестве объекта исследования выбраны международные и национальные документы, регулирующие деятельность СМИ, а также специфические кодексы, принятые в различных культурных и религиозных традициях. Применён критический анализ существующих подходов и норм в области журналистики и прав человека, а также возможных противоречий и проблем, связанных с унификацией стандартов. Для анализа сложных вопросов, связанных с глобализацией и журналистикой, используется междисциплинарный подход.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Показано, что, несмотря на глобализацию и усиление международного взаимодействия, существует значительное разнообразие в понимании и применении этических норм в журналистике. Однако проявляется тенденция к формированию глобальной этики, несмотря на существующие культурные и религиозные различия. Примером служит постепенное приближение мусульманских стран к международным стандартам прав человека, а также усилия по учёту специфики разных культур в международных документах, регулирующих деятельность СМИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Исследование подтверждает возможность и необходимость разработки универсальных этических принципов журналистики, учитывающих многообразие культурных и религиозных традиций. При этом подчёркивается роль международных документов в содействии диалогу и взаимопониманию между журналистами разных стран. В дальнейшем требуют дополнительного исследования вопросы практического применения международных рекомендаций в национальных медиасистемах.
ВВЕДЕНИЕ. В исследовании были рассмотрены процессы становления и развития национального телеканала «Саха» (территория вещания – Республика Саха (Якутия)). Опираясь на материалы нормативно-правовых документов, публикаций в периодических изданиях, систематизировано создание и функционирование национального регионального телеканала. Хронологические рамки исследования (с 2002 по 2012 г.) обусловлены следующими факторами: 2002 г. – открытие республиканского канала телевизионного вещания в регионе, 2012 г. – начало формирования новой инфраструктуры российского телевидения в связи с переходом на цифровое вещание. Цель исследования: проанализировать и зафиксировать этапы становления национального телеканала в Якутии в период от создания до перехода на цифровое вещание.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Эмпирическая база исследования состоит из периодических изданий, хранящихся в Национальной библиотеке Республики Саха (Якутия) им. А.С. Пушкина, в которых отражены события изучаемого периода, а также материалов нормативно-правовых документов. В исследовании применялись сравнительноисторический анализ, системный метод.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проведённый анализ позволил выявить, что государственная политика региона активно способствовала развитию регионального телевидения изучаемого периода путём обновления и расширения её материально-технической базы, что привело к улучшению показателей разного уровня – увеличению объёмов вещания, росту количества телепрограмм на якутском языке, а также созданию принципиально отличающейся от постсоветского образца концепции телеканала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Результаты исследования могут быть полезны для дальнейшего изучения истории телевидения Республики Саха (Якутия) в контексте общего развития современной медиасистемы региона и страны в целом.
ВВЕДЕНИЕ. Исследование особенностей текстовых генеративных нейронных сетей является важным шагом в развитии искусственного интеллекта. Несмотря на то, что модели показали высокую эффективность в решении различных задач в сфере журналистики и медиакоммуникаций, они имеют ряд недостатков. В процессе работы с нейросетями можно встретить как грубые грамматические, так и смысловые ошибки. Для выявления лидера по максимально продуктивной генерации текстов необходимо проведение сравнительного анализа выдаваемых различными сервисами данных.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В российском сегменте наиболее развитыми нейросетевыми сервисами являются GigaChat и YandexGPT. Для проведения сравнительного анализа выбран наиболее обсуждаемый и общепризнанный сервис – GhatGPT. Исследование проводилось на протяжении нескольких месяцев: сентябрь–декабрь 2023 г. В основе методики – филологический анализ сгенерированных текстов и сравнение точности выдачи запросов выбранных моделей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Филологический и грамматический анализ трёх моделей позволяет определить актуальность сервисов для работы в сфере журналистики и медиакоммуникаций, а также программные и технические ограничения нейросетей. Анализ показал наличие определённых паттернов у всех моделей нейросетей. Генерация осуществляется по заранее запрограммированному сценарию. Результат складывается из ряда факторов: наличие имён, аббревиатур и пожеланий, указанных в запросе. Отсутствие какой-либо цензуры показал лишь ChatGPT, остальные же модели отказывались генерировать, если в запросе были указаны запрещённые разработчиком слова или имена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Полученные выводы могут быть применены на практике в СМИ, блогинге и медиасфере. У всех трёх сервисов есть свои положительные и отрицательные стороны. Согласно результатам проведённого исследования, на данный момент лидером по генерации и обработке текстов является ChatGPT. Лидерство сервису обеспечивается за счёт широкого спектра возможностей и стабильности выдачи ответов на запросы. Однако в связи с наличием в сети Интернет большого количества информации, необходимой для быстрого обучения российских сетей, ситуация может измениться в ближайшее время.
ВВЕДЕНИЕ. Журналистика включает в себя наряду с творческим и репродуктивное начало, потому что представляет собой массовое медиапроизводство. Надо сказать, что в любой сфере деятельности человека эти начала взаимодействуют между собой. Но в журналистике этот процесс осложнён тем, что автор, создавая новый продукт, работает зачастую по определённой технологии, решая, как правило, типовые задачи. С развитием нейросетей, которые наравне с журналистами создают медиатексты, предметом научного обсуждения становятся категории «творчества» и «авторства», которые в современных реалиях получают новое осмысление. Предметом исследования выступают творчество и журналистское творчество, функционирующее в эпоху развития нейросетей. Цель – раскрыть сущность творчества, которое может существовать как продукт деятельности человека, а не компьютерной системы, только имитирующей процессы, которые происходят в мозгу человека.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Использованы общенаучные методы: теоретический и концептуальный синтез философских, культурологических, психологических источников, а также была изучена литература, посвящённая вопросам журналистского творчества и использования нейросетей в духовном производстве.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Была обоснована социальная сущность журналистского творчества, результатом которого является духовная и мыслительная деятельности человека, в то время как нейросеть не обладает ни сознанием, ни интуицией, которые генерируют творческий процесс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Взаимодействие человека с нейросетью в создании оригинального произведения невозможно на условиях паритетности, так как творческая деятельность всегда личностно мотивирована и управляемая самим субъектом. Областью применения результатов исследования может быть психология журналистского творчества. В перспективе научных исследований вопросы обоснования критериев оценивания художественных, публицистических, журналистских произведений, созданных машиной.
ВВЕДЕНИЕ. Рассмотрена проблема исследования и сохранения исчезнувших наименований географических объектов посредством топонимических коммеморативных практик. Дан анализ деятельности средств массовых коммуникаций, благодаря которым память об ушедших топонимах передаётся будущим поколениям жителей страны в целом и отдельных регионов, а местный топонимический мартиролог регулярно пополняется новыми названиями. Цель исследования – выявление роли топонимических коммеморативных практик в исследовании и сохранении исчезнувших наименований географических объектов, располагавшихся на территории Российской Федерации.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. На конкретных примерах из опыта Воронежской области по успешной реализации топонимических коммеморативных практик рассмотрены их основные виды, даны рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления по работе в этом направлении. Эмпирическая база исследования состоит из алфавитных списков географических названий ранее существовавших населённых пунктов, зарегистрированных в автоматизированном государственном каталоге географических названий, публикаций в СМИ и в научных изданиях.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Показано, что основными видами топонимических коммеморативных практик могут стать установка на месте исчезнувших населённых пунктов памятных знаков, информационных табличек, часовен, памятников, публикация соответствующих краеведческих материалов, художественных произведений и мемуаров бывших жителей данных населённых пунктов в региональных и районных СМИ, проведение массовых культурно-исторических мероприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Коммеморативные практики являются надёжным каналом сохранения памяти об исчезнувших населённых пунктах и их названиях и передачи соответствующей историко-топонимической информации последующим поколениям россиян. С этой целью органам государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации рекомендуется в своей деятельности применять топонимические коммеморативные практики.
ВВЕДЕНИЕ. Ньюсджекинг представляет собой достаточно новую медиатехнологию, которая позволяет привлечь более пристальное внимание к продвигаемому продукту и обеспечить отстройку от конкурентов. Ситуативный маркетинг данного типа предполагает ориентацию на актуальный в данный момент инфоповод и высокую скорость реакции на него. В классическом виде инфоповод редко живѐт дольше пяти суток, однако возможны варианты и пролонгированного инфоповода, апелляция к которому может быть продолжительной. Таким актуальным «новостным потоком» в 2020 г. стал COVID-19, а в период 2014–2016 гг., 2022–2023 гг. – тема санкций и импортозамещения, которой и посвящено данное исследование. Цель исследования – рассмотрение импортозамещения как доминанты медиадискурса, ставшей актуальным новостным поводом и основой технологии ньюсджекинга.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом для исследования послужили более 100 поликодовых рекламных текстов, в основе которых лежит апелляция к дискурсивной доминанте «импортозамещение». Для достижения поставленной цели использован следующий комплекс методов: метод направленной выборки, описательно-аналитический метод, контент-анализ, дискурс-анализ; метод систематизации и классификации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Анализ репрезентации дискурсивной доминанты «импортозамещение» в рекламных текстах позволил выделить следующие основные приѐмы: использование стереотипных образов, связанных с Россией; использование символики СССР; апелляция к санкционной тематике; прямая замена зарубежных аналогов российскими товарами; адаптация зарубежных брендов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Использование темы импортозамещения в рекламе – это весьма значимый тренд, которым определѐнное время пользовались многие рекламодатели, и в 2022–2023 гг. этот тренд актуализировался в обновлѐнном варианте.
ВВЕДЕНИЕ. Спорт в последние десятилетия рассматривается в качестве самостоятельной индустрии. Данное обстоятельство способствует развитию концепции спортивного маркетинга. В широком понимании спортивный маркетинг охватывает три основных направления: «маркетинг спорта» (комплексная деятельность по продвижению спортивных продуктов), «маркетинг через спорт» (маркетинг неспортивных брендов) и «массовый спортивный маркетинг» (продвижение идей здорового образа жизни, физической активности). Рассмотрена технология сторителлинга в контексте продвижения товаров и услуг в телеграмканалах спортивной направленности.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Эмпирической базой исследования выступили телеграм-каналы авторитетных спортивных журналистов С. Микулика, В. Уткина, С. Гридасова («Сергей Микулик. Пока при памяти…», «Настоящий РадиоУткин», «Гридасов с бородой»). Применение метода-контент анализа позволило обозначить типажи применительно к авторам телеграм-каналов, а также охарактеризовать особенности применения сторителлинга при «упаковке» рекламных интеграций.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проведенное исследование позволило прийти к следующим результатам: а) телеграм-каналы спортивной направленности имеют высокий потенциал во взаимодействии «бренд–аудитория»; б) основным форматом ведения телеграм-каналов выступает сторителлинг; в) сторителлинг является эффективным способом «упаковки» рекламных интеграций; г) тональность сторителлинга определяется типажом автора телеграм-канала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Сторителлинг выступает способом упаковки рекламных интеграций, способствует достижению ими нативного характера, обеспечивает тональность канала, необходимую автору, позволяет формировать авторский стиль канала, который находит проявление в трансляции авторских типажей.
ВВЕДЕНИЕ. Российско-украинский военный конфликт часто попадает в заголовки СМИ по всему миру, в том числе в Индонезии. Отмечено, что количество новостей, связанных с военным конфликтом с 23 февраля по 10 апреля 2022 г., достигло 143809, индонезийская социальная сеть размножила их 2509741 раз. Объект исследования – освещение в индонезийских СМИ специальной военной операции и ответные меры правительства в отношении тех медиа, которые публикуют фейковые новости.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Методы исследования основаны на анкетировании, проведѐнном с интервалом между двумя группами респондентов: 329 респондентов из первой группы и 339 респондентов из второй.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Результаты обсуждения базируются на анализе, проведѐнном в Индонезии с использованием методов сбора данных посредством наблюдения в различных средствах массовой информации Индонезии, выявившем несколько предположительно ложных сообщений о якобы убитых украинских солдатах на Змеином острове, помощи Китая России и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Отмечено, 70 % опрошенных пользователей Сети заявили, что новости в СМИ Индонезии о современной России являются больше позитивными, хотя фейковые новости исходят от ряда порталов, как https://kabar24.bisnis.com/, https://www.kompas.com/ и др. Принятые правительством меры в целом повлияли на снижение количества фейков относительно текущего российско-украинского военного конфликта.
ВВЕДЕНИЕ. Представлен системный обзор расследовательских программ на телеканалах России, дана обобщѐнная характеристика этого направления журналистики. В последней трети XX века внимание к СМК стало возрастать не только как к источникам информации, но и как к каналу демократизации, стимулирующему интерес к расследовательской журналистике – деятельности, призванной не только освещать жизнь общества, но и вовлекать в этот процесс представителей общественности из самых разных слоѐв населения.
МАТЕРИАЛ, МЕТОДЫ, ОБЗОР. Дан обзор телепрограмм в жанре расследовательской журналистики на материале ведущих федеральных российских телеканалов «Первый канал», «Россия 24», «НТВ», подчѐркнута актуальность их создания, важность опровержения дезинформации, создаваемой с целью исказить достоверную информацию в средствах массовой коммуникации, в том числе на телевидении. В процессе исследования использованы метод наблюдения, системный и описательный научные методы. Представлен обзор наиболее значимых расследовательских телевизионных программ как в ретроспективе, так и с позиции современности: «Взгляд», «Совершенно секретно», «Человек и закон», «Расследование Эдуарда Петрова», «Новые русские сенсации», «АнтиФейк».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Результаты проведѐнного анализа программ в жанре расследования показали, что жанр расследовательской журналистики актуален, востребован зрителями на фоне возникшей острой необходимости опровержения явной дезинформации и лжи, создаваемой недружественными России странами. Это полностью подтверждает проведѐнное Фондом общественного мнения исследование среди респондентов от 18 лет и старше (1500 человек из городских и сельских населѐнных пунктов), проведѐнное в 2023 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Роль расследовательской журналистики значительно возросла в связи с обострением информационной войны. Сегодня телевидение предлагает разнообразие видов и форм телепрограмм в этом жанре, призванном ориентировать зрителей в потоке информации, помогать им распознавать лживые новости, отличать правду от намеренной дезинформации.
ВВЕДЕНИЕ. Исследование обращено к региональному радио, которое является важной частью современной информационной системы благодаря стабильному интересу к радио в Интернете, простоте использования, доступным формам информирования аудитории. Анализ становления радиовещания на территории Тамбовской области, выявление характерных особенностей деятельности радио в разные исторические эпохи, оценка современного состояния развития электронных СМИ – цель исследования.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Проанализированы обширный эмпирический аудиоматериал, статьи в СМИ, краеведческие документы. В исследовании применялись сравнительно-исторический анализ, системный метод, метод экспертных интервью.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Представлена периодизация радио от начала радиофикации Тамбовской области до развития интернет-радио с выделением ключевых этапов функционирования данного СМИ в регионе. Обобщены опыт государственного и частного радиовещания, отражено своеобразие развития тамбовской радиожурналистики, сформирована концепция рассмотрения СМИ как целостной системы, включающей структурные элементы и характерные закономерности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Результаты исследования могут быть полезны для дальнейшего изучения электронных СМИ Тамбовской области в контексте общего развития современной медиасистемы региона и страны в целом.