РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА. ЮГ РОССИИ
Архив статей журнала
Прошедший в Санкт-Петербурге Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России: приземляя стратегии, укрепляя сотрудничество» (30-31 октября 2023 г.), а за ним и VII Общероссийский форум стратегического развития «Города России: новые рубежи» (16-17 ноября 2023 г.) в Екатеринбурге подтвердили, что в настоящее время развитие городских агломераций рассматривается как одно из стратегических направлений пространственного развития страны и что феномен агломерации - реальность современного мирового и отечественного развития. Генеральной линией обоих форумов, по сути, стала тема развития агломераций на основе долгосрочных планов социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций (ДПР городских агломераций) на основе утвержденных Министерством экономического развития Российской Федерации 26 сентября 2023 г. Методических рекомендаций об их разработке, которые содержат подробное описание этапов разработки данного документа, при этом источники финансирования мероприятий ДПР городских агломераций обозначены не столь четко. Вместе с тем есть примеры выделения средств из федерального бюджета на условиях софинансирования из региональных бюджетов на реализацию мероприятий, как минимум, пяти мастер-планов пространственного и социально-экономического развития до 2030 г.: Южно-Сахалинской, Улан-Удинской, Северобайкальской, Читинской и Тындинской городских агломераций, правила разработки которых отсутствуют, как и нормативный статус этих документов территориального планирования. В 2020-2021 гг. Правительство РФ утвердило перечень сельских агломераций, а с 2023 г. началась реализация инициативы по развитию опорных населенных пунктов и прилегающих к ним территорий, которые вместе образуют сельские агломерации; всего будут разработаны планы поддержания 1,8 тыс. агломераций, рассчитанные до 2030 г., что должно комплексно решить вопросы улучшения качества жизни населения и положительно сказаться на снижении темпов миграции в крупные города. Авторы считают, что необходим единый документ территориального планирования агломерации и в настоящей статье обосновывают свою точку зрения.
В статье отмечается, что принятая в 2019 г. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (СПР-2019) стала одним из первых системных документов стратегического планирования в стране, разработанных и одобренных после принятия Федерального закона № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (ФЗ № 172). За последние годы и сама СПР-2019, и ход ее практической реализации стали объектом значительного числа жестких критических оценок. Дело дошло до сомнений в том, что дальнейшую работу с этим документом вообще стоит продолжать (хотя формально он указан в ФЗ № 172 в числе обязательных федеральных документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу). Предстоящее серьезное обновление СПР-2019 ставит перед научно-экспертным сообществом целый ряд задач, имеющих как теоретико-методологическое, так и чисто практическое значение. Прежде всего, предстоит утвердить мнение, что практику пространственного стратегирования, несомненно, необходимо продолжать, поскольку она выступает важной составляющей целостной системы стратегического управления на всех уровнях публичной власти. Предстоит сформировать методологические основы разработки СПР в отсутствие «базовой» стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, хотя формально такой вариант действий противоречит всей логике стратегического планирования. Важно определить то, как практика пространственного стратегирования «вписывается» в вертикаль стратегического планирования. Очень значимо сконструировать программно-проектную «развертку» СПР и на этой основе определить ее экономическую основу, а также четко обозначить все целевые параметры этого документа стратегического планирования. В статье делается попытка наметить пути решения этих важных задач.