РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА. ЮГ РОССИИ
Архив статей журнала
В современном мире все более явно проявляется понимание того, что одним из важнейших факторов успешной конкурентной борьбы становятся человеческие ресурсы, а построение адекватного требованиям времени механизма управления человеческими ресурсами позволяет максимально полно задействовать данный фактор конкурентоспособности предприятия. На основе факторного и структурно-логического анализа выделен комплекс целей управления человеческими ресурсами и соответствующих им объектов управления. Предложен авторский подход к построению комплекса подсистем механизма управления человеческими ресурсами. В качестве базового критерия выделения подсистем управления использован многофакторный подход к пониманию места и роли человеческих ресурсов в экономике и обществе. Предложено поэлементное наполнение трех основных подсистем механизма управления человеческими ресурсами, отражена их взаимосвязь между собой, а также их взаимодействие с основными подсистемами кадровой политики, представляющей собой особую форму реализации механизма управления человеческими ресурсами. Дано понятие «единого кадрового цикла», раскрыта его роль в кадровой политике и механизме управления человеческими ресурсами в целом. Отмечена важность таких инструментов управления человеческими ресурсами, как управление профессиональным ростом и профессиональным развитием работников, которые одновременно являются и наиболее сильными мотивами к саморазвитию персонала предприятий и организаций. Отмечена важность мотивационных аспектов и необходимость уделения дополнительного внимания методам нематериальной мотивации в управлении человеческими ресурсами. Показано значение кадрового резерва для успешного управления человеческими ресурсами, выделены основные недостатки в его формировании. Сделаны выводы о необходимости адаптации существующих на предприятиях и в организациях механизмов управления человеческими ресурсами к современным условиям ведения бизнеса и хозяйствования.
В статье проанализированы редакции Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области (далее - Стратегия) до 2030 года. Актуальность и новизна исследования связана с анализом корректировок Стратегии в редакции 2023 г. по сравнению с редакцией 2021 г., а также определением явных и опосредованных взаимосвязей между ее ключевыми показателями. Методология исследования основана на кейнсианской и неоклассической теориях. Методические инструменты - сравнительный и корреляционный анализ, формирование когнитивной карты. Были проанализированы ключевые показатели Стратегии - ВРП, индекс физического объема инвестиций в основной капитал, инвестиции в основной капитал, численность занятых, уровень безработицы, индекс потребительских цен, реальная заработная плата работников организаций, индекс физического объема оборота розничной торговли, оборот розничной торговли, номинальная начисленная заработная плата, коэффициент демографической нагрузки (на 1 000 лиц трудоспособного возраста), а также показатели регионального развития, присутствующие в обеих редакциях. Выявлены следующие корректировки Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области в 2023 г.: 1) качественные в связи с совершенствованием нормативной базы; 2) количественные из-за замены ранее указанных плановых значений на фактически достигнутые величины. Была выполнена большая часть плановых показателей. Сделан вывод о позитивных в целом региональных изменениях. Для выяснения причин неравномерности выполнения показателей сформирована когнитивная карта Стратегии, дающая характеристики взаимосвязей между показателями. На основе корреляционного анализа интегральной характеристикой экономического развития является ВРП, социального - коэффициент демографической нагрузки. Основная часть взаимосвязей между ключевыми показателями соответствует положениям экономической теории. Выделены показатели, по которым стандартная связь отсутствует. Этот феномен объяснен авторами эффектом цифровой экономики. В статье предложены мероприятия по дальнейшим корректировкам и учету взаимосвязей между показателями Стратегии.