ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. МЕНЕДЖМЕНТ
Архив статей журнала
В литературе, посвященной корпоративной политической деятельности, много исследований посвящено лоббистской деятельности в Соединенных Штатах и ее взаимосвязи с финансовыми показателями фирм. Лоббизм в США возник одновременно с самим государством, и демократическая система правления способствовала его быстрому развитию. Однако было проведено несколько исследований, посвященных фирмам со штаб-квартирами за пределами Соединенных Штатов, в которых изучалось, как национальность влияет на их лоббистскую деятельность. В данной статье на основе институциональной теории утверждается, что высокие расходы транснациональных корпораций на лоббирование увеличивают их годовой доход. В ней также утверждается, что этот эффект сдерживается национальной принадлежностью фирмы и ее размером. Сформулированные гипотезы были проверены на выборке из 51 фармацевтической компании, охватывающей пятнадцатилетний период 2005-2020 гг. и представляющей 12 стран. В качестве модераторов были использованы два показателя размера компании: общий объем активов и количество сотрудников. Полученные результаты подтверждают гипотезу о взаимосвязи между расходами на лоббирование и годовым доходом, как описано выше. Однако полученные данные не подтверждают доводы о сдерживающем влиянии размера на эту взаимосвязь. Исследование ограничено одним конкретным сектором. Однако, благодаря универсальности измерения, возможны дальнейшие сравнительные исследования между секторами в разных странах. Результаты исследования углубляют понимание факторов, определяющих политическую активность корпораций, и дают представление о дальнейшем развитии темы и расширении знаний. Это исследование имеет важное значение для кадровой политики фирм, оптимизации стратегии лоббирования и управления местоположением бизнеса.