МЕДИАЛИНГВИСТИКА
Архив статей журнала
Современное общество сегодня подвержено глобальным процессам вестернизации, целью которой является подчинение других культур западному влиянию. Благодаря мощному потенциалу виртуального пространства распространять необходимые идеи осуществляется навязывание определенного видения и проводится массовая манипуляция сознанием граждан. Последовательная и продолжительная политика западного мира пропагандирует образ «злых русских», что приводит к всплеску дискриминации представителей русскоязычной культуры. Данный образ транслируется в СМИ и кинематографе, об этом говорят медийные личности и политики. Подобное негативное представление русского народа приводит к неприязни. В сознании широкой аудитории возникает нетерпимость и непримиримость к гражданам РФ, что отражается в их ущемлении, как вербальном, так и невербальном. Цель статьи - анализ интеррогативных предложений в социальной сети Reddit - одной из самых известных и часто посещаемых интернет-платформ в мире, для выявления русофобных настроений, а также систематизация представления о функциях вопросительных предложений. Вопросительные предложения анализируются с точки зрения их вторичной функции - передачи информации, чувств и своего отношения к какой-либо ситуации. Отобранные методом сплошной выборки и тщательно проанализированные интеррогативные предложения позволяют сделать вывод о русофобном настроении, которое присуще населению западного мира. Было установлено, что интеррогативные предложения направлены на выражение обвинения, оскорбления и злорадства. Объектами русофобии стала сама Российская Федерация в целом, президент Владимир Владимирович Путин и граждане страны. Выявлено, что русофобия наблюдается за счет использования глаголов с отрицательной коннотацией, негативно-окрашенных эпитетов, параллельных конструкций, метафорических моделей и окказионализмов.
В исследовании речь идет об основных и актуальных направлениях и подходах к дискурс-анализу отечественных и зарубежных ученых, структурировании и построении схемы разбора медиатекстов политической направленности с целью выявления основного идейного содержания, а также специфики его выражения в тексте. Целью данного исследования является установление междисциплинарных подходов и методик работы с текстом политической направленности и перспективности их использования для оценки результатов воздействия на адресата. Авторы показывают основные подходы к подобному анализу, дают обзор отечественных и зарубежных методик, применяемых в дискурс-анализе, рассматривают перспективность их применения для оценки результативности воздействия как со стороны автора дискурс-текста, так и со стороны адресата. В качестве методов исследования в зависимости от решаемых задач были применены классические и междисциплинарные методы: при создании исторического обзора был использован описательно-сравнительный метод в сочетании с классификацией подходов к дискурс-анализу; для разработки проблемы воздействия применялся метод критического дискурс-анализа в сочетании с контент-анализом текста. В процессе работы также была уточнена последовательность выполнения отдельных известных приемов анализа политически направленного текста и описано содержание речи П. А. Столыпина 1907 г. по предлагаемой авторами схеме с учетом специфики лингвистического содержания. В ходе решения данной задачи и для повышения степени объективности полученных результатов дополнительно также использовалась машинная обработка текстов (программы обработки текстовой информации типа ВААЛ, Wordstat Yandex и др). Авторы увидели необходимость в комплексном применении традиционных приемов и автоматизированной обработки для объективации полученных результатов.
Работа посвящена изучению современных механизмов создания шутки в спонтанной, естественной, неподготовленной русской речи. Одной из задач исследования было выявление наиболее распространенных языковых моделей создания смешного в спонтанной диалогической медиаречи. Рассмотрены семь видеопрограмм (в жанре интервью, подкастов, развлекательных шоу) на видеоканалах YouTube - c 2017 по 2022 г. Это программы, позиционирующие себя как развлекательный контент: «Вечерний Ургант», Comedy Club, «Сережа и микрофон», «История на ночь». Анализ позволил выделить 104 диалогических единства, содержащих юмористические высказывания, которые затем были тщательно изучены с семантической, прагматической и структурной точек зрения. Отдельно описаны прагматические перлокутивные эффекты данных речевых актов. Особенный интерес вызвали такие реплики-реакции говорящих, которые рождаются «здесь и сейчас», спонтанно, являются не заготовленными шутками, а живым и быстрым откликом на слова собеседника. Изучение материала показало, что основным источником юмора в спонтанном диалоге являются тропы, главные среди которых аллюзия, аллегория и гипербола. Частотны также средства полисемии и случаи нарушения стиля (низкий бурлеск). Чаще всего многозначность, которая доводит публику до смеха, создается с помощью каламбура и антанакласиса. Кроме того, значимы показатели у повторов, которые выполняют вспомогательную функцию, усиливая основной юмористический прием. Главным прагматическим перлокутивным эффектом в медиаречи можно считать радость от узнавания нового смысла, нового взгляда на привычные явления. К творческим проявлениям создающей юмористическое высказывание личности можно отнести «ощущение успеха, триумфа», «удовольствие творца, создавшего уникальный продукт». Шутка в диалоге может выполнять функцию « профилактики агрессивного поведения оппонента». Шутливое высказывание на иронию или сарказм нападающего создает перлокутивный эффект бумеранга, возвращая оценочную эмоцию инициатору-провокатору. Запрос зрителя, который массово смотрит подобные передачи, говорит о том, что данный контент снижает уровень их жизненного стресса, тревожности, напряженности от вызовов реального мира.