ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Архив статей журнала
Объектом исследования выступают российские компании агропромышленного комплекса (АПК), акции которых торгуются на Московской бирже. Предметом исследования являются финансово-экономические отношения в области использования интеллектуального капитала как ключевого фактора формирования стоимости компании. Актуальность исследования определяется необходимостью поиска внутренних факторов, оказывающих влияние на формирование стоимости российских компаний АПК. Цель исследования заключается в выявлении и обосновании значимости интеллектуального капитала как ключевого фактора, влияющего на устойчивость роста российских публичных компаний АПК на основе оценки его влияния на величину экономической добавленной стоимости. Использованы методы сравнительного и статистического анализа, расчета финансово-экономических показателей, корреляционно-регрессионного анализа. Оценка интеллектуального капитала исследуемых компаний проводилась с помощью расчета коэффициента Тобина. Среднее значение коэффициента Тобина у российских компаний АПК составило 4,7. На основе корреляционного анализа установлено, что на показатель экономической добавленной стоимости российских публичных компании АПК оказывает влияние такой внутренний фактор, как интеллектуальный капитал. Связь между показателем экономической добавленной стоимости и коэффициентом Тобина для российских компаний АПК - высокая, коэффициент корреляции - 0,62. На основании многофакторного корреляционного анализа также установлена тесная связь результативного показателя с мультипликатором «капитализации компании к балансовой стоимости компании» (r = 0,69). Построенная модель однофакторной линейной регрессии позволила сделать вывод, что с увеличением коэффициента Тобина на 1 единицу экономическая добавленная стоимость компании возрастает на 6 690 850 единиц при неизменности прочих факторов. Сделан вывод, что стратегия развития российских компаний АПК должна быть ориентирована на стоимостно ориентированную концепцию управления, нацеленную на рост рыночной стоимости, в которой интеллектуальный капитал рассматривается как ключевой фактор формирования стоимости бизнеса.