ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Архив статей журнала
Представлен анализ практики оказания государственной поддержки агропромышленного комплекса (АПК) России в современных условиях. Подробно рассмотрена трансформация механизма государственной поддержки сельского хозяйства, имевшая место в 2017 г., которая повлекла за собой консолидацию направлений субсидирования, а также изменения, утвержденные в 2020 и 2023 гг. и касающиеся как доведения объемов финансирования, так и распределения средств по направлениям. Элементы государственного регулирования меняются в связи с достижением определенных результатов или необходимостью увеличения производственных показателей в той или иной отрасли АПК. Так, изменения, предусмотренные с 2024 г., связаны в том числе с достижением некоторых пороговых значений в определенных отраслях сельского хозяйства. В этом проявляется государственное регулирование экономики в качестве одного из важнейших рычагов экономического механизма хозяйствования. С 2017 г. вводилась дифференциация по несвязанной поддержке, распределяемая по регионам страны в расчете на 1 га пашни. Значимой поддержкой на протяжении длительного времени для сельхозтоваропроизводителей является льготное кредитование. С 2024 г., в связи со значительным повышением ключевой ставки, отменяется твердая верхняя планка по льготному кредиту. Среди возможных рисков можно отметить следующее: цена кредита может возрасти до 10%, в то время как при ранее существовавшей системе субсидирования сельхозтоваропроизводителями уплачивался взятый кредит в размере не более 5%, а еще ранее - не более 2%. Отмечаются недостатки, выявленные государственными органами контроля в сфере использования государственных средств, приведшие в том числе к отмене стимулирующей субсидии для сельскохозяйственных производителей с 01.01.2024 г., что, по мнению авторов, не совсем оправданно.