НЕМЕЦКАЯ ФИЛОЛОГИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Архив статей журнала
В центре внимания данной статьи находится важный для изучения коммуникативного взаимодействия фактор - категория вежливости. Вежливость предписывает коммуникантам принятые в обществе те или иные формы речевого поведения, необходимые для успешного межличностного общения. Выбор определенных стратегий вежливого поведения подразумевает также выбор определенных единиц вербального общения. Основная цель статьи заключается в рассмотрении наиболее типичных языковых средств реализации вежливости в немецком медиадискурсе. Анализ производится на материале текстов, функционирующих в современных средствах массовой коммуникации, в частности в таких ключевых диалогических жанрах медиадискурса, как аналитическое интервью и интервью-беседа. Выбор в качестве материала публицистических диалогических жанров обусловлен тем, что их целью является оказание воздействия на адресата, что подразумевает использование вежливости. Корпус примеров собран из ведущих немецкоязычных журналов «Spiegel Wissen», «Spiegel» и «Cicero» за 2015-2020 гг. методом сплошной выборки. Для осмысления и систематизации отобранных фрагментов, эксплицитно или имплицитно выражающих вежливость, использовался ситуативно-интерпретационный метод. Методологическую основу исследования также составил коммуникативно-прагматический метод, поскольку в основе анализа лежит понимание вежливости как коммуникативно-прагматической категории, направленной, с одной стороны, на организацию и регулирование межличностного общения, с другой - на достижение в процессе общения определенных как коммуникативных, так и прагматических целей. В результате проведенного исследования удалось выявить, что помимо лексем вежливой семантики участники диалога проявляют вежливость по отношению друг к другу, проявляя интерес к обсуждаемой теме, взаимно побуждая друг друга к пояснению высказанного ранее мнения, как правило, в форме вопроса, что выступает в качестве вежливого варианта императива. Результаты исследования демонстрируют также частотность использования презентных и пре- теритальных форм конъюнктива как дополнительных средств вербализации вежливости по отношению к собеседнику.
«Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете» является одним из ведущих научных изданий по немецкой филологии, с 2012 года издается ежегодно.
Ежегодное периодическое издание «Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете» публикует научно-исследовательские статьи и критические научные рецензии на русском, немецком и английском языках. Тематика публикуемых материалов охватывает широкий спектр актуальных проблем современных лингвистических и междисциплинарных исследований немецкого языка в синхронии и диахронии.
Уникальность издания в российском германистическом пространстве заключается в его специализации на вопросах немецкой филологии, позволяющей объединить усилия отечественных и зарубежных германистов в изучении немецкого языка на одной дискуссионной площадке. В тематических выпусках издания представлены результаты научных исследований германистов СПбГУ, представителей немецкого языкознания из других вузов Санкт-Петербурга и России, а также ведущих зарубежных ученых. Особое внимание уделяется работам, продолжающим германистические традиции Петербургской (Ленинградской) филологической школы — традиции В.М. Жирмунского, В.Г. Адмони, А.В. Федорова, Л.Р. Зиндера и др.