ЖИВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Архив статей журнала
В статье раскрываются психологические условия, а соответственно и показатели сформированности психологической готовности специального субъекта деятельности к экстремальным условиям. Рассматриваются опредмеченные критерии психологической готовности силового блока: решимость, устойчивость, регуляция. Психологическая решимость раскрывается в теории мотивационного поля К. Левина, законе оптимальной мотивации Йоркса-Додсона, теории поэтапного планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, теории личностных конструктов Д. Келли, теориях базовой мотивации психоанализа З. Фрейда, в концептуальных моделях деятельностного подхода психологии А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, иерархической теории потребностей А. Маслоу, субъективной стороне сознания В. Вундта, модели принятия риска Дж. Аткинсона, теории мыслительных задачи У. Джеймса. Психологическая устойчивость обнаруживается в теории ролей Э. Берна, «Я-социальном» У. Джеймса, индивидуальном стиле деятельности Е.А. Климова. Функциональное существо непроизвольной регуляции отображено в информационной и периферической теориях эмоций, а также – в смеховой культуре, а соответственно произвольная регуляция находится в методологических основах усиления внешних барьеров по Ф.С. Перлзу, теории поэтапного планомерно формирования умственных действий П.Я. Гальперина, культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, теории потока сознания У. Джеймса, стадий волевого действия С.Л. Рубинштейна. Проанализировано методологическое содержание психологической готовности. Осуществлен анализ взаимосвязи критериев психологической готовности в интересах выполнения профессиональных задач. Определены психологические условия и средства формирования психологической готовности военнослужащих (сотрудников) к экстремальной деятельности.
В статье представлены обобщенные результаты анализа многолетних теоретических и эмпирических исследований, посвященных изучению образа мира подростков. Актуальность исследования определяется влиянием компьютерных технологий на развитие личности современных подростков и влиянием этих процессов на формирования целостного образа мира. Определяется содержание данного феномена, его особенности формирования и структурные характеристики субъективного образа мира подростков. Особое внимание уделено особенностям образа мира подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы, что существенно влияет на его формирование и их психологическое благополучие. Новизна исследования заключается в том, что оно направлено на углубленное понимание взаимосвязи между образом мира и эмоционально-волевыми нарушениями у подростков, что представляет малоизученную область в психологии. В результате показано, что картина мира подростков представлена как многомерная психологическая структура, объединяющая феноменологический, личностно-смысловой, рефлексивный и социальный компоненты. Выявлено, что подростковый возраст является сензитивным периодом взаимообусловливания различных компонентов эмоциональной сферы личности и формирующимся образом мира молодого человека. Определено, что представление подростков о мире может быть сильно искажено из-за поведенческих и адаптационных проблем, в основе которых лежат нарушения процесса развития эмоционально-волевой сферы личности. Также, образ мира может меняться в зависимости от того, какие жизненные события происходят в жизни подростков, что осложняет задачу понимания их внутреннего мира. Проведенный анализ представляет теоретическую значимость для организации эмпирических исследований психологических механизмов взаимодетерминации структурных компонентов формирующегося образа мира и процессов развития эмоционально-волевой сферы подростка. Результаты эмпирических исследований в дальнейшем позволят разработать программы коррекции и адаптации подростков с эмоционально-волевыми нарушениями.