ISSN 1993-1778
Язык: ru

ВЕСТНИК НИЖЕГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

Архив статей журнала

ОКОЛОЦЕРКОВНЫЕ ОБЫЧАИ И СУЕВЕРИЯ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА АРЗАМАСА И АРЗАМАССКОГО УЕЗДА КОНЦА 40-Х ГОДОВ XIX ВЕКА В ОПИСАНИИ ПРОТОИЕРЕЯ ИОАННА САХАРОВА (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Кудряшов Игорь Васильевич

Рассматриваются описания протоиереем Крестовоздвиженской церкви города Арзамаса Иоанном Сахаровым (1789-1867) околоцерковных обычаев и суеверий жителей города Арзамаса и Арзамасского уезда конца 40-х годов XIX века, которые еще не становились предметом специального изучения. Несмотря на высокий уровень православной культуры, которым отличалось население города и его уезда в середине XIX века, неканонические религиозные обычаи и предрассудки были распространены в народной среде. В труде протоиерея Иоанна Сахарова «Статистическое описание монастырей и церквей города Арзамаса и его уезда», написанном по заданию епархиального начальства в 1848-1849 годах в соответствии с программой для сбора исторических сведений, разработанной профессором Нижегородской духовной семинарии Макарием (Н.К. Миролюбовым), содержатся описания ряда околоцерковных обычаев и суеверий, свойственных жителям Арзамасского края. Характер этих описаний и авторские пояснения к ним, раскрывающие их глубокий сакральный смысл, свидетельствуют о научном подходе протоиерея И. Сахарова к осмыслению околоцерковных проявлений религиозной жизни народа. В статье уделяется особое внимание дискуссии о наличии в содержании программы профессора Макария, разосланной по всем приходам и церквям Нижегородской епархии в конце октября 1848 года, вопроса о местных суевериях. Анализ структуры и содержания историко-статистического описания монастырей и храмов протоиерея И. Сахарова, включающего обязательное упоминание об околоцерковных обрядах и суевериях, позволяет утверждать, что программа профессора Макария содержала вопрос о местных религиозных обычаях и суевериях, что также косвенно подтверждается и фактом высокой оценки труда арзамасского протоиерея епархиальным начальством. В заключение делается вывод, что протоиерей И. Сахаров в своѐм труде первым систематизировал околоцерковные обычаи и суеверия жителей города Арзамаса и 13 сѐл Арзамасского уезда и тем самым оставил заметный след в истории изучения религиозной культуры и быта народонаселения юга Нижегородской губернии XIX века.

Сохранить в закладках