Архив статей журнала

Раковинные платформы и жилые конструкции: планиграфия культурного слоя раннего неолита п. Ракушечный Яр (2021)
Выпуск: № 2 (2021)
Авторы: Долбунова Екатерина Владимировна, Мазуркевич Андрей Николаевич, Ларионова Алиса Валерьевна, Мэгро Йолейн, Лозовский Владимир Михайлович

Памятник Ракушечный Яр является одним из ключевых ранненеолитических памятников в степной зоне Восточной Европы. Литологические напластования, надежно законсервировавшие культурные слои неолита-энеолита, достигают мощности более 6 м. Для ранненеолитических слоев были выявлены остатки различных конструкций – вымостки из раковин Unio, вокруг которых расположены кольевые ямки, раковинные кучи с многочисленными кухонными остатками и артефактами, остатки ям с выложенными по стенкам раковинами Unio и несколькими горизонтами использования. Другой тип – остатки конструкций, которые маркируются рядами столбовых и кольевых ям, часть из которых может относиться к рыболовным приспособлениям. Жилые конструкции представлены остатками построек с глиняными полами. Анализ распределения артефактов и экофактов и планов отдельных слоев на основе анализа архивных материалов позволил выделить различные типы хозяйственных и жилых конструкций, очертить границы скоплений артефактов, описать взаиморасположение объектов в культурном слое, реконструировать функциональные зоны, выделить устойчивые комплексы различных категорий и групп материалов. Планиграфический анализ архивных материалов с учетом результатов последних лет полевых исследований показывает изменение структуры освоения прибрежной зоны от не- больших по площади хозяйственных площадок, иногда вымощенных створками раковин и прилегающих к ним хозяйственным ямам к жилым комплексам.

Сохранить в закладках
Типо-технологический анализ коллекции каменных сколов из мезолитической стоянки Алтаппех, Мазандаран, Иран (архив Национального музея Ирана) (2021)
Выпуск: № 2 (2021)
Авторы: Mozhgan Jayez

В данной статье представлен типо-технологический анализ литического комплекса из раскопок мезолитической стоянки Алтаппех (к юго-востоку от Каспийского моря). Раскопки памятника проводились К. МакБерни, а археологические материалы были разделены между Кембриджским университетом и Национальным музеем Ирана. В данном исследовании анализируются каменные сколы, хранящихся в Национальном музее Ирана. Коллекция, состоящая в основном из чешуйчатых орудий, включая различные скребки и зазубренные инструменты, демонстрирует признаки, которые соответствуют «каспийской мезолитической» индустрии колотого камня, ранее обнаруженную в пещерах Камарбанд, Хоту и Комишан в том же регионе. Мезолитическая индустрия колотого камня на юге и юго-востоке Каспийского моря была введена в научный оборот как «триалетская» в 1990-х гг., но недавние исследования подчеркивают различия между скоплениями колотого камня, получившими название «триалетские» и «каспийские мезолитические». Эти различия в основном выражаются в стратегиях заготовки сырья и типах инструментов, которые не похожи в коллекциях с юго-востока и запада Каспийского моря.

Сохранить в закладках
«Обладатель сорока копий» в списке Дафтар-и Чингиз-наме: определение, значение, символ (2021)
Выпуск: № 1 (2021)
Авторы: Aгатай Уткирбай Мылтыкбаевич

В статье рассматривается значение термина «обладатель сорока копий» («қырық сүңгілі»), в отдельном списке тюрко-татарской хроники конца XVII в. Дафтар-и Чингиз-наме. Кроме того, предпринята попытка идентификации некоторых персонажей из данного источника как «обладателя сорока копий Болат бахадура» и его сына «Бек бия» с реальными историческими личностями (беками, племенными вождями) эпохи золотоордынского хана Джанибека. В военной истории древних насельников Евразии и поздних средневековых тюрко-монгольских кочевых племён копья и пики были одним из основных видов оружия, ближнего боя и неоднократно в летописях отмечалась их важность. Помимо основного, функционального, боевого назначения, копья и пики в воинской культуре и традиции тюрко-монгольских кочевников Великой степи имели еще символическое значение. Копье как предмет вооружения, использовавшийся при таранной атаке и в ближнем бою, эволюционировало в символ государственности в виде штандартов, знамен, а обладание им приравнивалось к статусу «главнокомандующего» или «крупного военачальника». В связи с этим, анализируя и учитывая непрерывную многовековую воинскую традицию степных кочевников, в статье предполагается, что словосочетание «обладатель сорока копий» («қырық сүңгілі») в Дафтар-и Чингиз-наме эквивалентно «командующему огромного войска». По нашему мнению, в данном источнике копье-пика представлено как абстрагированный текстовый символ, обозначающий «армию», «огромное войско», а ее обладатель является «главнокомандующим», «крупным военачальником».

Сохранить в закладках