ПАЦИЕНТООРИЕНТИРОВАННАЯ МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ
Архив статей журнала
Актуальность. Организация персонализированной помощи иммунологическими лекарственными препаратами для профилактики резус-конфликта у резус-отрицательных беременных женщин в амбулаторно-поликлинических подразделениях медицинской организации с использованием цифровой маркировки является актуальной в настоящее время.
***Методология. ***В исследовании использовались методы контент-анализа, группировки, логистического, структурного и сравнительного анализа. Проведён анализ нормативной документации в сфере обращения маркированных иммунологических лекарственных препаратов; Клинических рекомендаций: акушерство и гинекология; локальных документов и бизнес-процессов деятельности аптеки медицинской организации, женских консультаций, гинекологических кабинетов поликлиник при проведении профилактики резус-конфликта у беременных женщин.
Результаты. Выявлено недостаточное внедрение цифровой маркировки иммунобиологических лекарственных препаратов в амбулаторно-поликлинических подразделениях медицинской организации. Обоснованы направления персонализированной лекарственной помощи беременным женщинам: организационные, технические, обучающие. Разработаны рекомендации для специалистов медицинской организации.
Заключение. Цифровая маркировка иммунобиологических лекарственных препаратов обеспечит персонализацию лекарственной помощи резус-отрицательным беременным женщинам в женских консультациях и поликлиниках.
Актуальность. Больные сахарным диабетом (СД) в РФ имеют право на бесплатное получение лекарственных препаратов (ЛП). Несмотря на это, некоторые больные СД, испытывая трудности на различных этапах льготного ЛО, вынуждены приобретать ЛП за свой счёт. Медицинские работники (МР), осуществляющие приём больных, и фармацевтические работники (ФР) пунктов льготного отпуска (ПЛО), отпускающие ЛП на льготных условиях и обеспечивающие фармацевтическое информирование (ФИ) пациентов, представляют немалый интерес как компетентные источники мнения о качестве организации лекарственного обеспечения.
Цель: провести сравнительное социологическое исследование организации ЛО пациентов, страдающих СД, в Новосибирской области (НСО) методом анкетирования МР и ФР.
Материалы и методы. В качестве материала использовались анкеты МР и ФР, разработанные авторами. В ходе исследования применялись методы: социологический опрос (анкетирование), контент-анализ, сравнительный анализ, индукция, логический метод.
Результаты и обсуждение. 71 % МР приходится сталкиваться с различными сложностями при выписке льготных рецептов на ЛП. В их числе: отсутствие ЛП в льготном перечне (29 %), лимит финансирования (29 %), отсутствие ЛП в ПЛО (35 %). Выявлен средний уровень комплаентности приёма ЛП пациентами с СД по мнению МР при невысокой заинтересованности в ФИ по мнению работников ПЛО. 45 % ФР испытывают трудности при проведении ФИ пациентов с СД. Большинство ФР (88 %) считают ассортимент ПЛО, в котором они работают, насыщенным международными непатентованными наименованиями, торговыми наименованиями, а также формами выпуска как пероральных сахароснижающих ЛП, так и инсулинов.
Выводы. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что система лекарственного обеспечения больных СД в НСО нуждается в оптимизации. На основании результатов анкетирования можно выделить основные направления оптимизации: повышение доступности ЛП в ПЛО и повышение компетентности ФР ПЛО за счёт разработки дополнительных обучающих материалов и мероприятий.
Актуальность. В системе здравоохранения РФ имеет место применение населением лекарственных препаратов (ЛП) без назначения врача (в том числе рецептурного отпуска), а также нарушение принципов ответственного самолечения. В сложившихся условиях фармацевтический работник может играть ключевую роль в оказании фармацевтической помощи в рамках ответственного самолечения и обеспечении граждан доступной информацией о рациональном применении ЛП.
Цель: изучение роли фармацевтического работника в системе рационального использования ЛП посетителями аптечных организаций.
Материалы и методы. В исследовании использовались методы контент-анализа, социологического исследования (наблюдение), сравнительного и математико-статистического анализа. Проанализированы нормативные документы, регламентирующие деятельность фармацевтических работников, а также проведено наблюдение за посетителями аптечных организаций, обратившихся к фармацевтическому работнику с целью приобретения ЛП.
Результаты. Профессиональные стандарты фармацевтических работников содержат требования по обеспечению или организации рационального применения ЛП населением в целях ответственного самолечения. Большинство посетителей аптечных организаций (63,8 %) приобретают ЛП в аптеке, минуя медицинского работника. Значительная часть покупателей (58,7 %) не знает или примерно знает, чем вызвано их плохое самочувствие. При этом доля посетителей аптечных организаций, предполагающих, что им не требуется назначение ЛП медицинским работником, достаточно высокая и составляет 41,3 %.
Выводы. Установлен низкий уровень готовности посетителей аптечных организаций к рациональному применению ЛП и выявлена необходимость регулярной просветительской работы со стороны фармацевтических работников по вопросам ответственного самолечения.
Актуальность. Стандартизация бизнес-процессов оборота иммунобиологических лекарственных препаратов (ИЛП) в структурных подразделениях медицинской организации позволит повысить эффективность медицинской помощи при иммунологической диагностике, профилактике и лечении различных заболеваний.
Целью настоящего исследования явилась стандартизация бизнес-процессов оборота ИЛП в структурных подразделениях медицинских организациях.
Методология. Использовались методы контент-анализа, сравнительного анализа, логического анализа, группировки и структурного анализа. Проведён анализ требований нормативной базы сфере обращения ИЛП, локальные организационно-управленческие документы и бизнес-процессы деятельности структурных подразделений медицинской организации в сфере оборота ИЛП.
Результаты. Выявлены направления стандартизации оборота ИЛП в структурных подразделениях и на их основе разработаны рекомендации по медицинской организации в целом.
Заключение. Использование рекомендаций направлено на повышение эффективности оказания медицинской помощи с применением ИЛП.
Актуальность. Сохранение и укрепление здоровья населения является важнейшей задачей системы здравоохранения, включающей аптечные организации. Для этого важно объединение усилий медицинских и фармацевтических специалистов с целью формирования единой профилактической среды региона. Это позволит рационально распределить ресурсы организаций здравоохранения в борьбе с хроническими неинфекционными заболеваниями и повысить удовлетворённость граждан в доступной профилактической помощи.
Методология. Для достижения цели и решения поставленных задач применялись методы контент-анализа, сравнительного и логического анализа, метод наблюдения и графический. Объектами исследования послужили данные нормативной документации, основные стратегии и рекомендации ВОЗ в области охраны здоровья населения, инфраструктура аптечных организаций, мнение потребителей.
Результаты. В ходе исследования выделены основные аспекты профилактической деятельности, представляющие собой действия фармацевтических специалистов в направлении сохранения общественного и индивидуального здоровья. Изучено современное состояние профилактической работы аптечных организаций Ярославской области и определены наиболее распространённые профилактические услуги. Обоснована необходимость формирования единой профилактической среды региона с участием аптек, как одного из путей совершенствования профессиональной деятельности фармацевтических специалистов в направлении профилактики хронических неинфекционных заболеваний. Разработана модель единой профилактической среды системы здравоохранения региона, с указанием общей и специализированных функций организаций. Проведена оценка эффективности внедрения профилактических услуг в деятельность аптечных организаций.
Заключение. Анализ современного состояния профилактической деятельности аптечных сетей свидетельствует о наличии потенциала аптечной организации в реализации большего спектра профилактических услуг. Объединение усилий специалистов здравоохранения посредством формирования единой профилактической среды с участием аптечных организаций, может стать значимым импульсом в борьбе с хроническими неинфекционными заболеваниями