Архив статей журнала

МЕТОД ПОТОКОВ В ДИАГНОСТИКЕ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ (2024)
Выпуск: Том 16. № 2, часть 2 (2024)
Авторы: Полтораднева Наталья Леонидовна

Выявлена проблема рассогласования между ускоренно возрастающим значением национальной экономической безопасности России и степенью ее научной проработанности по таким критериям, как четкость в определении предмета НЭБ, методология изучения НЭБ, механизмы связи научных исследований с образованием и практикой НЭБ. Статья посвящена исследованию динамики кадрового состава преподавателей и ученых. Исследование проводится новым, разработанным автором Методом потоков. Новизна Метода потоков начинается с изменения представления об объекте исследования. В традиционных подходах фиксируется объект, который исследуется с разных сторон в разные периоды времени. Метод потоков фокусирует внимание исследователя на движении потоков ресурсов в экономической среде. В таком движении ресурсов выделяются притоки, оттоки, аккумуляции. В норме перемещение ресурсов сбалансировано. Уместно рассмотреть санкции как важнейший компонент гибридной войны, нацеленный через блокирование потоков дисбалансировать ресурсы национальной экономики. Исследование показало, что представления движения ресурсов Методом потоков отличается от традиционных представлений в статистическом и бухгалтерском учетах. Апробация Метода при диагностике состояния кадров учреждений науки и образования показала стратегические угрозы для НЭБ РФ. С 2015 года численность ученых и преподавателей, имеющих ученую степень, перманентно снижается. Метод потоков позволяет развеять миф о том, что если из региона А уезжают ученые, то они просто будут работать в другом регионе. Данное исследование опровергает такую гипотезу. Ученые, в частности, могут сменить специальность, уехать из страны и т. п. Отмеченная ситуация является сходной для всех 16 городов-миллионников России, включая Москву, Санкт-Петербург и 18 субъектов РФ. Уменьшается приток молодых ученых при продолжающемся старении кадрового состава. Если игнорировать полученные результаты, то на горизонте в 5-10 лет, к примеру, Омский регион начнет терять способность готовить у себя специалистов с высшим образованием, не говоря уже о кандидатах и докторах наук. Аналогичная ситуация ждет и другие регионы.

Сохранить в закладках