Архив статей журнала

СТЕРЕОТИПНЫЕ ОБРАЗЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: РАССТРЕЛЯННЫЙ КОМАНДНЫЙ СОСТАВ РККА (2024)
Выпуск: Т. 14 № 1 (2024)
Авторы: ШУЛЬЦ ЭДУАРД ЭДУАРДОВИЧ

Статья посвящена анализу проблемы готовности РККА к войне с точки зрения кадров командного состава. Проблема современного восприятия образов Великой Отечественной войны имеет множество граней и безусловную актуальность как для общественной мысли, так и для науки. Одним из главных стереотипов о Великой Отечественной войне, запущенным в середине 1950-х гг. и являющимся, пожалуй, самым живучим и влияющим как на общественную мысль, так и на научные поиски и рассуждения, стала идея о проблемах РККА в первые годы войны в связи с уничтоженным командным составом армии. Проблема качества командного состава на 22 июня 1941 г. увязывается с репрессиями в РККА 1937-1939 гг., уничтожившими цвет армии, низким уровнем выросшего командного состава и его небольшим опытом. Автор рассматривает цифры репрессий в РККА 1937-1939 гг., потерь среди командного состава РККА в первые месяцы войны, немецкие потери, реальность корреляции потерь и возможностей РККА, анализирует исторические источники и критикует однобокий подбор в поддержку готового мнения, наиболее популярного в общественном сознании. Автор приходит к выводу, что репрессии вряд ли оказали существенное влияние на боеспособность РККА в 1941 г. В пользу таких выводов говорят потери РККА и вермахта в первые полгода войны, уровень генералитета РККА и данные по низовому и среднему командирскому составу.

Сохранить в закладках
ЛЕНИНГРАДСКИЕ ДЕТИ В УСЛОВИЯХ ОККУПАЦИИ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (2024)
Выпуск: Т. 14 № 1 (2024)
Авторы: КРАСНОЖЕНОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА

Статья посвящена проблеме военного детства в условиях оккупации Северо-Запада РСФСР (1941-1944 гг.). Актуальность исследования проблем военного детства на территории рассматриваемого региона в военный период определяется жесткой репрессивной политикой, проводимой оккупантами в отношении детей и подростков. Целью статьи является изучение особенностей организации их повседневной жизни в условиях оккупации Северо-Запада России в период Великой Отечественной войны. Работа основана на документах центральных и региональных архивов. В первую очередь это акты районных и поселковых комиссий по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, докладные отчеты, справки, сводки, свидетельские показания. В статье показаны особенности нацистской оккупационной политики и преступления против детства на территории Северо-Запада России в период Великой Отечественной войны. Отмечены проблемы в области продовольственного обеспечения и медицинского обслуживания детей и подростков, что неизбежно приводило к увеличению числа больных, слабых и истощенных детей, к распространению инфекционных заболеваний. Показаны особенности функционирования детских домов и школ в условиях оккупации региона, представлены мероприятия оккупационных властей в области организации учебного процесса. Дети и подростки фактически не получали необходимого обеспечения, медицинской помощи, не имели условий для гармоничного развития. Они использовались оккупантами как дешевая рабочая сила, как доноры для немецких солдат. На детей и подростков были возложены не свойственные им ранее функции, такие как поиск продовольствия, выполнение принудительных работ на оккупантов, что неизбежно приводило к трансформации самого понятия детства.

Сохранить в закладках