Архив статей журнала

МУЗЕЙ "АВТОМАТ И ГИТАРА"В СТРОЮ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2023)
Выпуск: Т. 14 № 1 (2023)
Авторы: Михайлов Михаил Владимирович

Статья посвящена школьному музею военной бардовской песни «Автомат и гитара». Музей был открыт 25 ноября 2022 года в школе № 1515 г. Москвы. Этот музей отличается от многих других военно-исторических или литературных учреждений подобного рода, являясь органичным представителем и того и другого профиля. Музей посвящен авторам-исполнителям и поэтам, прошедшим через войны. Особая специфика его заключается в том, что музеефицируется творческое наследие, рожденное на Советско-Афганской войне (1979-1989), о которой мало говорят в обществе. Впрочем, автор прекрасно иллюстрирует феномен, послуживший стимулом к созданию музея: бардовская песня «Афгана» заслуженно стала одним из главных инструментов «народной памяти» о «последней войне великой державы», а ее авторы, исполнители, издатели и хранители оказались среди создателей и частых гостей музея. Таким образом, можно говорить об особой «экологической» миссии, которую берет на себя музей: сохраняются и актуализируются нематериальные объекты историко-культурной среды с участием ее непосредственных носителей, решаются не только вопросы, связанные со школьным образованием и воспитанием, но и насущная социальная проблема примирения общества с «непопулярной» войной.

Сохранить в закладках
РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ВОССТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛЕНИНГРАДА В ЧАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В 1945 Г (2023)
Выпуск: Т. 14 № 1 (2023)
Авторы: АМОСОВА АЛИСА АНАТОЛЬЕВНА

После окончания Великой Отечественной войны среди ленинградцев возрос интерес к истории города, развивалась региональная культурная идентичность, подкрепленная трагическим блокадным опытом. В этот период организация культурно-просветительной работы в Ленинграде стала одним из значимых направлений деятельности местных органов власти. Статья посвящена аспектам реализации культурно-просветительной политики в городе на Неве в 1945 г., рассматриваемой сквозь призму ключевых принципов, отраженных в Генеральном плане восстановления и развития Ленинграда. Основной акцент в статье сделан на рассмотрении организационных вопросов, находившихся в ведении Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся (далее - Ленгорисполком). Еще до окончания войны, 15 марта 1945 г., был образован Отдел культурно-просветительной работы, призванный руководить культурным досугом горожан в условиях возвращения к мирной жизни. Ключевыми векторами работы стали: работа по восстановлению туристического потенциала пригородов Ленинграда, организация музейной работы в части сохранения памяти о Великой Отечественной войне и блокаде, возведение мемориалов, посвященных Ленинградской эпопее… Послевоенный Генеральный план восстановления и развития Ленинграда не был воплощен полностью, в связи с тем, что главный архитектор города, Н. В. Баранов, а также многие представители ленинградского партийного актива были осуждены по «Ленинградскому делу». Данная научная проблематика изучена недостаточно, хотя отдельные релевантные вопросы находили отражение в научной литературе. Источниковой базой исследования выступили нормативно-правовые материалы и делопроизводственная документация Ленгорисполкома военного и послевоенного периодов, периодическая печать, материалы музейного происхождения.

Сохранить в закладках
95 ЛЕТ ОСНОВАНИЯ БЮРО ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ СЛУЖБЫ РУССКОГО МУЗЕЯ (1928). АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (2023)
Выпуск: Т. 14 № 1 (2023)
Авторы: ТУМИНСКАЯ ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

Ведомственный архив Русского музея хранит документы, которые только сейчас поступают в оборот научных исследователей. Просветительское дело, которое существовало и развивалось на протяжении целого столетия, до сих пор являлось предметом точечного научного изучения. Актуальность данного исследования заключается в восстановлении выявленного пробела. Правительством Страны Советов поставлена задача воспитания нового человека. Для этой цели были собраны лучшие силы страны и основаны учреждения культурно-просветительного характера для развития различных сторон личности ребенка и подростка. С 1922 г. в Русском музее работает Культурно-просветительная комиссия, ее задача - «работа в массах»: лекции на предприятиях, в досуговых учреждениях. В ее задачи входили сбор заявок на экскурсии, овладение материалом при помощи библиотечных ресурсов, консультирование одиночных посетителей. Также отлично развернута Школьная комиссия, в дополнение к школьному образованию в Русском музее открылись кружки и секции. 28 февраля 1928 г. в Русском музее было создано Бюро просветительской службы. Рождение специального подразделения в структуре музейного строительства советского государства положило начало новому этапу музееведения - экскурсионно-образовательному. Научно-исследовательская работа музея все больше сближается с просветительской и становится важным средством культурно-просветительской деятельности. В статье впервые публикуются архивные фотографии из архива кинофотодокументов (ЦГАКФФД) и архива изображений Русского музея, сопровождающие текст.

Сохранить в закладках
ИДЕЯ МУЗЕЯ И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ: НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ОРУЖИЯ (2023)
Выпуск: Т. 14 № 1 (2023)
Авторы: ГЕРАСИМОВ ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ

Цель статьи - проверка теоретических положений разработанного автором идеалистического подхода к истории, а также идеалистических взглядов на музей. С этих теоретико-методологических позиций автор рассматривает историю Тульского государственного музея оружия. В статье обосновывается решающее значение идей в эволюции Музея оружия, формировании его коллекции, создании экспозиции, определении форм и содержания музейной работы. Дореволюционная музейная коллекция формировалась на основе идей сохранения оружия, служившего материальным свидетельством побед русского воинства; сбережения необходимых в технологическом процессе «образцовых» изделий; сохранения оригинальных конструкций, которые могут пригодиться для производства оружия в будущем; хранения различных «курьезных» образцов вооружения. В экспозиции Тульского музея оружия того времени отчетливо проводилась монархическая идея. В 1917 г. музей, учитывая его монархическую направленность, был ликвидирован. В 1920 г. он был воссоздан на новой идейной основе, которая определялась установкой советской власти: поставить музеи на службу социалистическому строительству. В послевоенное время главной идеей становится участие музеев в воспитании трудящихся на революционных и трудовых традициях. В соответствии с идейными партийно-государственными установками формировались фонды музея, оформлялась экспозиция, наполнялись содержанием все формы работы. История музея свидетельствует, что при смене идеи, лежащей в его основе, менялись экспозиция, формы работы, а иногда и состав коллекции. Крах коммунистического мировоззрения обесценил идейные основания экспозиции, созданной в 1989 г. на основе коммунистических идей. Целью современной экспозиции является формирование интереса к развитию оружия как важной составляющей общеисторического процесса российской цивилизации. Идеи, заложенные в экспозицию, транслируются и всеми другими формами музейной деятельности. Автор считает, что история Тульского государственного музея оружия подтверждает положение идеалистического подхода к истории о том, что в основе каждого музея лежат идеи, определяющие его цели, задачи, содержание коллекции, экспозиции и формы работы.

Сохранить в закладках