ВОПРОСЫ МУЗЕОЛОГИИ
Архив статей журнала
Значительная часть русских рукописных памятников в силу различных обстоятельств оказалась за пределами России. Отсутствие подробных описаний, а зачастую и сведений о таких раритетах, в особенности тех, что попали в частные собрания, создает известные трудности при проведении специальных исследований рукописного наследия страны, а результаты таких работ могут оказаться неполноценными без учета сведений о памятниках-эмигрантах. Особого внимания заслуживают и процессы накопления таких памятников в частных западных коллекциях: они позволяют выявить общие закономерности возникновения интереса к русскому средневековому и старообрядческому искусству, проследить пути попадания памятников в Европу и Америку из России в связи с трагическими событиями XX в. Объектом изучения данной статьи является коллекция русских по происхождению рукописей Библиотеки и музея Честера Битти в Дублине (Ирландия). Основатель коллекции, британо-американский магнат Альфред Честер Битти, собрал русские рукописи в межвоенный период. Судя по всему, интерес к России был обусловлен влиянием на Битти крупнейших библиофилов западной Европы того времени, концессионным бизнесом в Советском Союзе и связями с парижской антикварной фирмой A la Vieille Russie, занимавшейся торговлей русским антиквариатом. В приложении к статье приведены подробные описания памятников коллекции. Необходимость их публикации вызвана тем, что в единственном печатном каталоге кириллических рукописей в британских и ирландских собраниях (1988 г.) не определена бумага памятников, их происхождение и бытование, даны чрезвычайно обширные датировки.
В статье рассматривается история возникновения и современное состояние учреждений музейного типа в России и за рубежом, занимающихся вопросами сохранения, репрезентации или популяризации литературного наследия. Обозначены причины и история формирования понятия «парамузей» за рубежом в 1980-е гг., понятия «учреждение музейного типа» в России в 2000-е гг. и дан его анализ отечественными исследователями. Предпринята попытка дать трактовку понятия «учреждение музейного типа» на основе сопоставления учреждений музейного типа с наиболее близким к ним социальным институтом - музеем и выделить их основные отличия. Выявлены причины возникновения учреждений музейного типа и дана их классификация. Обозначено, что понимается под литературной тематикой в контексте данной статьи. Приведены примеры различных видов учреждений музейного типа литературной тематики в странах Европы (Нидерланды, Италия, Финляндия, Швеция, Россия и др.), Азии (Япония, Корея и др.) и Северной Америки (США). Обозначены их основные признаки - различный объем выполняемых музейных функций, принцип расположения. Приведены примеры тематических парков («Эфтелинг», «Парк Пиноккио», «Мир Астрид Линдгрен», «Мир Муми-троллей», «Мир Канады», «Маленькая Франция» и др.), культурных центров (Центр Патрика Каваны, Культурный центр Джона Дос Пассоса, Культурный центр им. А. И. Солженицына и др.) и детских музеев (таких как «Терем Снегурочки», «Лес-Чудодей», интерактивный музей-театр «Сказки Пушкина») литературной тематики, комнат писателей и посвященных им экспозиций в библиотеках и образовательных учреждениях, кафе-музея и ресторана-музея. На основе этих примеров автором сделан вывод о том, что многие институции представляются весьма перспективными и имеют потенциал, чтобы стать полноценными музеями.