ВОПРОСЫ МУЗЕОЛОГИИ
Архив статей журнала
Цель статьи - проверка теоретических положений разработанного автором идеалистического подхода к истории, а также идеалистических взглядов на музей. С этих теоретико-методологических позиций автор рассматривает историю Тульского государственного музея оружия. В статье обосновывается решающее значение идей в эволюции Музея оружия, формировании его коллекции, создании экспозиции, определении форм и содержания музейной работы. Дореволюционная музейная коллекция формировалась на основе идей сохранения оружия, служившего материальным свидетельством побед русского воинства; сбережения необходимых в технологическом процессе «образцовых» изделий; сохранения оригинальных конструкций, которые могут пригодиться для производства оружия в будущем; хранения различных «курьезных» образцов вооружения. В экспозиции Тульского музея оружия того времени отчетливо проводилась монархическая идея. В 1917 г. музей, учитывая его монархическую направленность, был ликвидирован. В 1920 г. он был воссоздан на новой идейной основе, которая определялась установкой советской власти: поставить музеи на службу социалистическому строительству. В послевоенное время главной идеей становится участие музеев в воспитании трудящихся на революционных и трудовых традициях. В соответствии с идейными партийно-государственными установками формировались фонды музея, оформлялась экспозиция, наполнялись содержанием все формы работы. История музея свидетельствует, что при смене идеи, лежащей в его основе, менялись экспозиция, формы работы, а иногда и состав коллекции. Крах коммунистического мировоззрения обесценил идейные основания экспозиции, созданной в 1989 г. на основе коммунистических идей. Целью современной экспозиции является формирование интереса к развитию оружия как важной составляющей общеисторического процесса российской цивилизации. Идеи, заложенные в экспозицию, транслируются и всеми другими формами музейной деятельности. Автор считает, что история Тульского государственного музея оружия подтверждает положение идеалистического подхода к истории о том, что в основе каждого музея лежат идеи, определяющие его цели, задачи, содержание коллекции, экспозиции и формы работы.