ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 6: ЭКОНОМИКА
Архив статей журнала
В качестве предмета исследования выступил рынок крупяных товаров Республики Крым. Проблема исследования заключалась в отсутствии апробации научных подходов к оценке регионального рынка с позиции влияния на спрос товаров-заменителей, характеризующихся выраженной сезонностью продаж. Исследовательская задача заключалась в попытке проведения анализа аспектов формирования и развития рынка крупяных товаров под влиянием рынков товаров-заменителей. Методология исследования базировалась на экономико-статистических методах с применением инструментов корреляционно-регрессионного анализа. В статье определено состояние крымского рынка товаров исследуемой группы, основанное на данных официальной статистики. Отражена динамика изменения объемов производства зерновых культур в республике и их переработки в крупу, дана оценка состояния цен на товары исследуемой группы, представленные в розничной торговой сети. Оценены показатели, характеризующие региональный рынок крупяных товаров. Выявлены основные крымские производители, продукция которых представлена в торговой сети. Рассмотрены факторы, оказывающие влияние на развитие регионального рынка крупяных товаров. По итогам исследования определены группы товаров-заменителей, формирующих структуру покупательского спроса, в качестве которых отмечены макаронные изделия и свежие овощи. На основании результатов корреляционного анализа установлена зависимость объемов продаж крупяных товаров от цен на товары-заменители, По представленным прогнозным трендовым моделям развития рынков товаров-заменителей на будущий период установлено продолжение роста рынка крупяных товаров за счет сокращения сбыта свежих овощей. При помощи регрессионного анализа составлен прогноз дальнейшего развития регионального рынка крупяных товаров. Новизна исследования заключается в определении степени зависимости покупательского спроса при приобретении крупяных товаров от цен на сезонные товары-заменители. В качестве выводов отмечено наличие прямой зависимости спроса на крупяные товары от цен на свежие овощи, тенденция роста продаж в будущие периоды будет положительной, экономическая и политическая ситуация в регионе повлияют на стабилизацию цен на социально-значимые продукты питания.