ISSN 1997-9908
Язык: ru

ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ

Архив статей журнала

ПОСТИЖЕНИЕ СМЕРТИ В КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ ЭРНЕСТА БЕККЕРА (2024)
Выпуск: № 1 (67) (2024)
Авторы: ШАПОВАЛОВ Игорь Сергеевич

Рассматривается проблематика понимания смерти в культурной антропологии Эрнеста Беккера. Анализируются исторические предпосылки и особенности его творчества. Показано, что вся существующая культура действует как фабрика по отрицанию смерти и биологической тварности человека. Установлено, что в условиях падения веры в Бога и строительства земного Рая человек может спасти себя от ужаса смерти в стремлении к божественности, трансгрессии и созданию индивидуального проекта бессмертия в творчестве.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМА «ЕВРОПЕЙНИЧАНИЯ»: ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИСТОРИОСОФИИ Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО (2024)
Выпуск: № 1 (67) (2024)
Авторы: Тимофеев Андрей Владимирович, ГУРЬЯНОВА АННА ВИКТОРОВНА

В статье через призму цивилизационной историософии Н.Я. Данилевского рассматривается проблема «европейничания», актуальная как для России XIX века, так и для нашей современности. Цивилизационная историософия Н.Я. Данилевского и ее базовые принципы - множественности и разнообразия культурно-исторических типов, невозможности сведения мировой истории к германо-романскому типу и др. - интерпретируются в качестве мировоззренческого основания современной модели многополярного мира. При этом анализируемая проблематика фокусируется на России в плане ее вовлеченности в мировой исторический процесс, взаимодействия с цивилизацией Запада, преодоления веками тормозившей ее развитие «болезни европейничания». Рассматриваются проблемы взаимоотношений России и Европы, причины враждебности западного мира по отношению к нашей стране, намечаются пути будущего развития России в качестве самобытного славянского культурно-исторического типа.

Сохранить в закладках
ИНИЦИАЦИЯ И ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В ПОВЕСТИ ЕЛЕНЫ ХАЕЦКОЙ «ЛЕТАЮЩАЯ ТЭКЛА» (2024)
Выпуск: № 1 (67) (2024)
Авторы: ИЩЕНКО НИНА СЕРГЕЕВНА

Исследуется трансляция мифов в эстетической коммуникации в современном обществе на примере фэнтезийной повести современной русской писательницы Елены Хаецкой «Летающая Тэкла» (2007). Научная значимость работы заключается в решении вопроса о способности жанра фэнтези сохранять традицию в информационном пространстве, транслирующем идеи трансгуманизма и отказа от христианской антропологии. Методология исследования основана на структурно-семантическом анализе литературных произведений и коммуникативном подходе к художественным произведениям в философии культуры. В работе показано, что образы леса и дороги в фэнтезийной повести Хаецкой сохраняют связь с ритуалом инициации, отмеченную Владимиром Проппом. Испытания в ходе пути делают героя свидетелем конфликта двух систем ценностей: бессмертная жизнь идеального тела без души и смысла или короткая тяжелая жизнь искалеченного тела, одухотворенного любовью к людям. Этот конфликт решается с позиций христианской антропологии. В работе показано, что русское фэнтези может транслировать архаичный инициационный миф и христианские антропологические идеи, что практически значимо для сохранения православной культуры в информационном пространстве, параметры которого задаются западной цивилизацией.

Сохранить в закладках
HISTORIA MORBI И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ДЕТСТВА И ЮНОСТИ (2024)
Выпуск: № 1 (67) (2024)
Авторы: Лебедев Валерий Анатольевич

Новый этап развития естественных наук и связанной с ними медицины, приходящийся на начало XIX в., и общесоциальные тенденции к обособлению детства, а тем самым всего периода биологического роста, меняют и культурные практики, и культурный семиозис. Формируется культурное поле нового медицинского праксиса, ориентированного на детский и юношеский возраст, развитие соответствующего сегмента когнитивного пространства и семиотического поля. Обособление детской медицины происходит параллельно с освоением новой темы в искусстве, особенно в литературе. Эффект обращения планов позволяет не только рассматривать семиотические отображения этого рода как иллюстрации, созданные благодаря языкам культуры, но и использовать такой художественный дискурс для создания интерпретационных рамок, нужных для рецепции текстов. Оба варианта семиотических отношений используются в дискурсе культурной антропологии.

Сохранить в закладках
«СЕТЕВЫЕ ЭФФЕКТЫ» ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ИХ ВЛИЯНИЕ НА ГЕНЕЗИС И ДИНАМИКУ «СЕТЕВОГО» ТЕРРОРИЗМА (2024)
Выпуск: № 1 (67) (2024)
Авторы: ПОНОМАРЁВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ

В статье рассматриваются проблемы, связанные с «сетевыми эффектами» глобализации. Показано их влияние на генезис и динамику развития «сетевого» терроризма. Отмечается, что сетевые исследования по времени совпали с исследованием процессов глобализации. В постиндустриальном обществе сеть имеет статус системы, лежащей в основе коммуникационных процессов, представляя собой результат эффективной структуризации социальных воздействий в общественном пространстве. Сетевой принцип характеризует построение современного социокультурного пространства. В настоящее время для терроризма характерна такая особенность, как форма сети, облегчающая руководителям террористических структур управление и взаимодействие между её членами. В террористической сети руководители группировок обезличены. В современных условиях не обязательна личная связь между членами этих групп, так как она может осуществляться через сети. Сетевые структуры терроризма явились следствием глобализации. Такая сеть, имеющая общепланетарный характер, имеет в своей основе террористическую идеологию. Она как система не регулируется и не контролируется государством, имеет жѐсткую в организационном плане структуру. Сетевая структура представляет собой в настоящее время новый феномен - «сетевой» терроризм, который можно отнести к деструктивной составляющей общего понятия «сетевая культура». Статья констатирует, что масштабная децентрализация террористических объединений во многом усложняет борьбу с ними.

Сохранить в закладках