EISSN 2408-932X
Языки: ru · en

НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Архив статей журнала

Эстетико-этатический патриотизм Н.В. Устрялова (2024)
Выпуск: Том 10, Выпуск №2 (2024)
Авторы: Чикаева Татьяна Александровна

Актуальность обращения к концепции Родины и патриотизма Н.В. Устрялова определяется сходством масштаба культурно-политических перемен в стране и мире в начале XX века и сегодня. Концепция патриотизма мыслителя складывалась на основе анализа конкретной социокультурной ситуации и формулирования собственных дефиниций таких категорий, как «Родина» или «государство». Выбранная методология анализа его трудов сочетает логико-философский метод, метод контекстного анализа, метод компаративистики. В результате предлагается дать концепции Н.В. Устрялова название «эстетико-этатический патриотизм» и указать ее основные положения. Родина – эстетическая ценность, форма бытия которой, государство, соединяет материальное и социальное. Из трех составляющих государства, по Н.В. Устрялову, ведущая роль принадлежит территории. Обосновывая свой переход на сторону советской власти, мыслитель указывает, что действия большевиков объективно способствуют собиранию земель Российской Империи, а отечественная культура, включающая культуру различных наций, совершенствуется, поэтому советское государство правомерно назвать формой бытия Родины. Патриотизм обладает качествами эстетической ценности, поскольку подлинно человечен и направлен на утверждение прекрасного, на приоритет созидательной деятельности. Концепция эстетико-этатического патриотизма Н.В. Устрялова снимает противоречие между высоким духовным содержание патриотизма как святыни и утилитаризмом решаемых социальными субъектами повседневных задач, позволяет формулировать конкретные критерии поддержки людьми власти.

Сохранить в закладках
К проблеме реализации принципа семантической рациональности в теологических исследованиях (2024)
Выпуск: Том 10, Выпуск №2 (2024)
Авторы: Седанкина Татьяна Евгеньевна

В представленной статье предпринята попытка осмысления возможности и необходимости реализации принципа семантической рациональности в ходе проведения теологического исследования. Вначале поднимается проблема интерпретации религиозных терминов, формулируемых и трансформирующихся в процессе многовековых богословских изысканий, приобретающих порой противоположные (противоречивые) смыслы. Обращается внимание на специфику работы с терминами, носящими экзистенциальные смыслы, характеризующимися размытостью границ, разницей толкования не только в бытовом и религиозном значениях, но также в рамках одной религии, что вызывает значительные разногласия, ведущие к возникновению различных направлений и школ. В качестве одного из примеров неоднозначности интерпретации приводятся примеры терминологических противоречий в определениях понятий «душа» (нафс) и «дух» (рух) в исламской богословской традиции. В работе осуществлен краткий обзор трех групп энциклопедических и толковых словарей, рекомендованных в помощь теологу. К первой группе относятся издания, информацию, касающуюся других религий, к третьей – стимулирует к размышлению над их глубокими смыслами.

Сохранить в закладках