КУНСТКАМЕРА
Архив статей журнала
Статья посвящена развивавшемуся в 1920-е гг. проектному сознанию в искусстве, архитектуре и дизайне, связанном с конструктивизмом и сочетавшем, с одной стороны, глобальное видение перспектив единой предметно-пространственной среды, человека проектирующего, рационально мыслящего художника и интеллектуального труженика, а с другой — новый идеальный образ субъекта этой среды: жителей, потребителей, горожан. Средствами дизайна и новой архитектуры сторонники концепции конструктивизма формировали новый идеал человека и окружающей среды, оставивший след в документах, фотографиях, публикациях проектов и реальных изделий мебели, повседневной утвари, полиграфии, рекламы, жилых и общественных интерьеров. Это техническая, городская, техногенная по сути среда зарождалась в художественных предвидениях и концепциях раннего конструктивизма, в абстрактно-геометрических композициях, а затем находила предметное воплощение в проектах архитектуры будущего, чертежах многофункциональных вещей, принципах проектирования одежды и ткани, мебели и светильников. За последние годы выставочные проекты стали центральной площадкой обсуждения и репрезентации наследия конструктивизма, осознания его значения как этапа в развитии дизайна в России. Демонстрации идеи перехода проектно-художественной философии в реальные продукты деятельности художника была посвящена выставка в Норильском музее, выстроенная на основе предъявления базовых элементов единого для различных видов художественного творчества визуального словаря конструктивизма: плоскости, круга, линии, работы с пространством и индустриально-техническими образами.