CAMERA PRAEHISTORICA
Архив статей журнала
В статье приводится функциональное определение серии находок, сделанных К.М. Поликарповичем на начальном этапе изучения интереснейшего и сложного памятника завершающего этапа палеолитической эпохи Елисеевичи 1. Присутствие в зольной линзе раскопа 2 (1936 г.) большого количества камней отмечалось ранее лишь как одна из характеристик культурного слоя, но разбор их по категориям не производился. В представленной работе приводится описание орудий, выделенных в составе собрания «камней кристаллических пород» (отбойников и инструментов для дробления сырья для минеральной краски, в том числе с преднамеренно окрашенными поверхностями), и вероятных предметов неутилитарного назначения — камней с красочными пятнами. Выделенные группы состоят из небольшого числа находок, но тем не менее можно отметить однородность признаков артефактов внутри групп, а также их включенность в общий производственный контекст индустрии, представляющий, с одной стороны, полный цикл производства орудий из местного мелового кремня и, с другой стороны, демонстрирующий все этапы производства краски из железосодержащих минералов, от раскалывания и обжига отдельностей до приготовления из них красочного порошка и использования «карандашей», также идентифицированных в коллекции.
По указу Петра I доктор Даниэль Готлиб Мессершмидт предпринимает семилетнее путешествие (1719–1727) в С сибирь с целью всестороннего научного изучения региона. Коллекции, привезенные из Сибири, среди них и собрание древностей, в 1728 г. поступают в музей. Впоследствии часть их пострадала при пожаре Кунсткамеры в 1747 г., а сохранившиеся предметы были перераспределены по разным музеям. На сегодня источниками для изучения археологических предметов служат рисунки из работы Мессершмидта «Sibiria Perlustrata» («Описание Сибири») и каталог акварельных рисунков, выполненных в Академии наук в 1730–1740-х гг. с музейных предметов Кунсткамеры. Опора на источники помогла при подготовке постоянной экспозиции «Петровская Кунсткамера, или Башня знаний» подобрать предметы из собрания музея, аналогичные вещам, привезенным Д.Г. Мессершмидтом из Сибири, с учетом их культурно-хронологической принадлежности. В числе прочих для экспонирования были отобраны два древнетюркских миниатюрных стремени из коллекции МАЭ № 1575. Коллекция состоит из предметов старых поступлений в М мАЭ, которые в ходе длительной истории перемещений утратили связь с первоначальной документацией. Размеры, внешнее сходство с изображениями из иллюстративных источников и некоторые характерные особенности позволили сделать вывод об идентичности стремян из коллекции МАЭ № 1575 предметам из собрания археологических древностей Д.Г. М ессершмидта.