CAMERA PRAEHISTORICA
Архив статей журнала
По указу Петра I доктор Даниэль Готлиб Мессершмидт предпринимает семилетнее путешествие (1719–1727) в С сибирь с целью всестороннего научного изучения региона. Коллекции, привезенные из Сибири, среди них и собрание древностей, в 1728 г. поступают в музей. Впоследствии часть их пострадала при пожаре Кунсткамеры в 1747 г., а сохранившиеся предметы были перераспределены по разным музеям. На сегодня источниками для изучения археологических предметов служат рисунки из работы Мессершмидта «Sibiria Perlustrata» («Описание Сибири») и каталог акварельных рисунков, выполненных в Академии наук в 1730–1740-х гг. с музейных предметов Кунсткамеры. Опора на источники помогла при подготовке постоянной экспозиции «Петровская Кунсткамера, или Башня знаний» подобрать предметы из собрания музея, аналогичные вещам, привезенным Д.Г. Мессершмидтом из Сибири, с учетом их культурно-хронологической принадлежности. В числе прочих для экспонирования были отобраны два древнетюркских миниатюрных стремени из коллекции МАЭ № 1575. Коллекция состоит из предметов старых поступлений в М мАЭ, которые в ходе длительной истории перемещений утратили связь с первоначальной документацией. Размеры, внешнее сходство с изображениями из иллюстративных источников и некоторые характерные особенности позволили сделать вывод об идентичности стремян из коллекции МАЭ № 1575 предметам из собрания археологических древностей Д.Г. М ессершмидта.
В статье анализируются четыре гравюры c двумя таблицами на каждом оттиске из так называемого «Атласа» Н.Г. Леклерка, на которых изображены считающиеся неизвестными рисунки археологических предметов из документального наследия Д.Г. Мессершмидта. «Atlas» является приложением к труду Леклерка «Histoire physique, morale, civile et politique de la Russie modern» (фр., «История естественная, нравственная, гражданская и политическая современной России»). На основании сопоставления одного из сохранившихся рисунков с гравюрой из «Атласа», сравнения описаний рисунков в рукописи Д.Г. Мессершмидта с описанием гравированных таблиц в 3-м томе книги Леклерка «История… современной России» сделан вывод о принадлежности гравированных рисунков одному из томов архивного собрания Д.Г. Мессершмидта. Исследование указанного визуального источника в комплексе с уже известными рисунками, а также другими источниками («Нарисованный музей» Петербургской Академии наук, опубликованные и рукописные каталоги Кунсткамеры) позволит дать научное описание археологической коллекции, определить ее место в собрании Кунсткамеры, что важно для истории археологии и истории Кунсткамеры XVIII в. как базы для формирования научного знания.