EISSN 2687-0967
Языки: ru · en

Архив статей журнала

КЕФАЛАЙЯ. ГНОСТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ ЕВАГРИЯ ПОНТИЙСКОГО КАК ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ ОРИГЕНИСТСКИХ ИДЕЙ IV В. (2024)
Выпуск: Том 51, № 2 (2024)
Авторы: Стржалковская Анастасия Дмитриевна

Евагрий Понтийский интересен нам как сторонник оригенизма. «Кефалайя гностическая» (γνωστικὰ Κεφάλαι) IV века - это один из трудов Евагрия, ставший источником оригенистских идей. «Кефалайя гностическая» переводится как «положения о знании», состоит из 6 книг с 90 положениями (главы). Изначально богословие Евагрия берет свое начало в православной традиции каппадокийских отцов Василия Великого и Григория Богослова. Представленная в данном трактате аскетическая система Евагрия встроена в неоплатоническую космологию. Первым действием Бога, вне времени, было мгновенное сотворение всех посредством первого естественного созерцания. Разум может быть существенно изменен или очищен созерцанием гнозиса. Созерцая телесную природу, аскет может, по милости Божьей, очистить свой ум настолько, чтобы он был способен созерцать бестелесные существа… Рассмотрев данные умозаключения, можно увидеть, что в системе Евагрия присутствует весьма серьезная неортодоксальность, которая синтезирована с неоплатонизмом, стоицизмом, христианством и даже некоторыми уникальными александ-рийскими элементами. Анафемы против оригенизма в VI веке были направлены главным образом против доктрин, выдвинутых в «Кефалайе гностической».

Сохранить в закладках