Архив статей журнала

АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРИЗНАНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА АЗЕРБАЙДЖАНА НАД НАГОРНЫМ КАРАБАХОМ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Койбаев Борис Георгиевич

Проблема принадлежности Нагорного Карабаха остается актуальной при рассмотрении армяно-азербайджанских взаимоотношений, несмотря на то, что Армения фактически признала суверенитет Азербайджана над ним. В этой связи в статье, на основе анализа документов и высказываний политических деятелей стран, заинтересованных в решении злободневных вопросов региональной безопасности на Южном Кавказе, исследуется современная политика России, Армении, Азербайджана, Турции и других геополитических игроков в регионе, в частности их позиция в отношении проблем Нагорного Карабаха в рамках армяноазербайджанского противостояния, как важнейшей составляющей всей системы международных отношений на Южном Кавказе.

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ СПОРТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ ВАТИКАНА В XXI ВЕКЕ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Симонов Павел Константинович

В статье рассматриваются инструменты публичной дипломатии Ватикана, в частности, феномен спортивной дипломатии. Спортивная дипломатия является новым инструментом реализации мягкой силы Ватиканом, приобретшим свою актуальность в период понтификата Франциска I. Данный вид культурной дипломатии, отличается значительной динамичностью, связью с социально- экономическими и политическими трендами, и долгое время находился вне поля зрения Ватикана в силу свойственных этому виду публичной дипломатии морально-этических противоречий, а также нехватки ресурсов на реализацию инициатив в этой сфере. Противоречивая природа спортивной дипломатии для Ватикана обусловлена, с одной стороны, направленностью «идеального» спорта на культивирование одобряемых Римско-католической церковью моральных и нравственных ценностей (сострадание, уважение, любовь, гармония и радость), с другой стороны - политической ангажированностью и бизнес-ориентированностью «реального» профессионального спорта. В силу традиционной роли РКЦ как источника морально-этических и нравственных ориентиров католического общества, спортивная дипломатия для Ватикана сопряжена с значительными репутационными рисками. Эти риски обусловлены многими факторами, среди которых: эксплуатация спортсменов, распространение в спортивных организациях нечестного спортивного поведения (например, употребление допинга), а также несоответствие насаждаемым спортивной индустрией ценностям, среди которых преклонение перед телом, гедонизм, консьюмеризм, накопительство, индивидуализм и одержимость успешностью. Во многом появление этого инструмента оказалось вынужденной мерой, и связано с изменением территориального распространения и национального состава католицизма, обусловивших необходимость находить новые способы для установления диалога с целевой аудиторией Ватикана, преимущественно состоящей из жителей развивающихся стран глобального Юга. Перечисленные обстоятельства привели к снижению популярности РКЦ и ее доктрин, а также снижению привлекательности христианского образа жизни и христианских ценностей среди верующих. Они же стали для РКЦ индикатором, свидетельствующим о необходимости реагировать на произошедшие изменения и искать новые инструменты публичной дипломатии, способные вернуть Церкви внимание целевой аудитории. В статье рассматриваются взгляды Ватикана на ценности спорта и спортивной индустрии, обсуждается их соответствие христианским ценностям, а также приемлемые для Ватикана форматы участия в спортивной жизни общества. Находят обсуждение приоритеты Ватикана, заключающиеся в ее преимущественном внимании к сфере любительского спорта. Вместе с тем выявляются факты, свидетельствующие о намерении Ватикана повысить свое представительство в профессиональном спорте, что выражается в создании специализированных ведомств, включении в спортивные ассоциации и общества, привлечении профессиональных спортсменов. В статье также рассматриваются существующие ограничения спортивной дипломатии Ватикана. Делаются выводы о заинтересованности Ватикана в развитии спортивной дипломатии и его стремлении использовать этот инструмент для достижения стратегических целей.

Сохранить в закладках
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ СО СТРАНАМИ ГЛОБАЛЬНОГО ЮГА (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Похилько Александр Александрович, Шебзухова Татьяна Александровна

Изменение геополитического ландшафта, произошедшее под влиянием пандемии COVID-19 и начала специальной военной операции, послужили для изменения внешнеполитического курса Российской Федерации. Пандемия значительно сократила численность населения и оказала разрушительное влияние на экономики практически всех стран мира. Специальная военная операция, объявленная Президентом РФ в феврале 2022 года, оказала влияние на все страны Евросоюза и США, которые стали на сторону Украины. Поставки боеприпасов, вооружения, военной техники, а также крупных финансовых средств были направлены на ослабление военного потенциала России. В этих условиях Россия выдвинула тезис о том, что однополярный мир больше существовать не может, и в новых геополитических условиях следует говорить о многополярности. Введение антироссийских санкций определило другой вектор развития экономики и политики России -Глобальный Юг. Страны африканского континента и Ближнего Востока, принимая политику России о невмешательстве в дела других стран, хоть и достаточно осторожно, развивают сотрудничество с РФ. Россия выбирает новый вектор сотрудничества в условиях построения многополярного мира, который должен быть выстроен на основе законов взаимного уважения, взаимовыгодного сотрудничества и международного права. Возвращение России на Ближний Восток и в страны Африки имеет под собой серьезную почву так, как опирается на опыт СССР по строительству предприятий, инфраструктурных объектов, созданию рабочих мест и подготовке кадров. Вместе с тем, время диктует новые области взаимодействия, среди которых наиболее актуальными являются: борьба с международным терроризмом, пресечение наркотрафика, недопущение незаконной торговли оружием, вопросы мирного урегулирования и информационной безопасности на территории африканского континента и Ближнего Востока. Россия выступает за расширение своего присутствия на региональных рынках вооружения, ядерного топлива, нефти и газа. Большое внимание в вопросах сотрудничества между Россией и странами Глобального Юга уделяется выстраиванию стратегического партнёрства в области сельского хозяйства, что способствовало бы недопущению продовольственного кризиса в отдельных странах, увеличению собственного сельскохозяйственного производства. Россия готова выступать главным поставщиков минеральных удобрений и сельскохозяйственной продукции. Наиболее актуальными проблемами, требующими решения в регионе, по-прежнему, остаются: строительство атомных электростанций, разработка нефтяных и газовых месторождений, и производство нефтехимических продуктов. В данных вопросах Российская Федерация готова выступать в качестве партнера, предоставляющего своих специалистов и технологии. Большую заинтересованность руководители стран Большого Юга проявляют в области развития цифровых технологий, банковского дела. Особое внимание уделяют участию в освоении космоса. Российская Федерация прилагает усилия для расширения дипломатического присутствия, налаживания политического диалога со странами Глобального Юга как результат - привлечения их к участию в долговременных альянсах.

Сохранить в закладках
Информационные угрозы и международная информационная безопасность в работе ООН и ШОС (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Бедаев Александр Иванович, НОГМОВ АНЗОР МУАЕДОВИЧ

Целью настоящей статьи является сравнительный анализ работы, осуществляющейся ведущими странами в ООН и ШОС по вопросам международной информационной безопасности (МИБ). Деятельность ООН в сфере МИБ раскрывается в рабочих форматах ГПЭ и РГОС. Авторы показывают, что, российская сторона переходит от цели установления международного режима нераспространения информационного оружия к созданию международного режима неприменения информационного оружия на критически важные инфраструктуры. В статье отмечается, что западный подход эволюционировал от признания отсутствия необходимости создания дополнительных норм к нормам международного права и необходимости разработки международного универсального, юридически обязывающего документа к прямо противоположным задачам. На основе выделенных направлений сравнения работы ООН и ШОС авторы приходят к выводу, что в отличии от ООН, в ШОС проблема МИБ решается оперативно и последовательно через несколько форм взаимодействия (не менее четырѐх): подписание международных документов, создание и развитие региональных институтов борьбы с киберугрозами и т.д. На уровне ООН работа происходит лишь по двум направлениям, что требует совершенствования и расширения данных направлений.

Сохранить в закладках